Лучший педагог года

Конспект экскурсии «Старинный чемоданчик «Байкал Жемчужина Сибири»

Татьяна Темникова
Конспект экскурсии «Старинный чемоданчик «Байкал Жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы

Старинный чемоданчик на тему : «Байкал- жемчужина Сибири»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с экспонатами музея моего старинного чемоданчика на темуБайкал- жемчужина Сибири», который был создан с помощью творческой группой, состоящей из родителей моих воспитанников и педагога т. е мной.

Свою экскурсию я начну со слов автора хорошего стихотворения Твардовского

Байкал-жемчужина Сибири

Он уникален, наш Байкал

К нему, красивейшему в мире

Стремятся все: и стар, и мал

Публикация «Конспект экскурсии „Старинный чемоданчик „Байкал Жемчужина Сибири“» размещена в разделах

Чисты, прозрачны его воды

По глубине им равных нет

Такой вот памятник, природа,

Произвела на белый свет.

Хочу познакомить вас с историей Байкал- слово туркоязычное, происходит от «бай»- богатый, «куль»- озеро, что значит «богатое озеро».

Однако существуют доказательства, что в прошлом разные народы называли озеро по-разному,

Китайцы именовали его Бэйхал-Северное море, монголы Тэнгинс- далай, бурят-монголы Байгаал-далай-большой водоем.

Возраст озера Байкал точно неизвестен, ученые говорят о промежутке от 25 до 35 миллионов лет. Кстати, это делает Байкал по-своему уникальным, так как подавляющее большинство озер не существуют такой длительный срок.

Байкал — самое глубокое озеро на Земле. Современное значение максимальной глубины озера — 1642 м[2][3] — было установлено в 1983 году Л. Г. Колотило и А. И. Сулимовым во время выполнения гидрографических работ экспедицией ГУНиО МО СССР[11] в точке с координатами 53°1459 с. ш. 108°0511 в. д.

Максимальная глубина была нанесена на карты в 1992 году[12] и подтверждена в 2002 году в результате выполнения совместного бельгийско-испанско-российского проекта по созданию новой батиметрической карты Байкала, когда были оцифрованы глубины в 1 312 788 точках акватории озера (значения глубин были получены в результате перевычисления данных акустического зондирования, совмещённых с дополнительной батиметрической информацией, в том числе эхолокации и сейсмического профилирования; один из авторов открытия максимальной глубины, Л. Г. Колотило, был участником этого проекта)[3].

Если учесть, что водная гладь озера находится на высоте 456 м над уровнем моря, то нижняя точка котловины лежит на 1187 м ниже уровня мирового океана, что делает чашу Байкала также одной из самых глубоких материковых впадин[3].

Средняя глубина озера также очень велика — 744,4 м[3]. Она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озёр. Кроме Байкала, на Земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м)[13][14].

В 1957 году эхолотом была зафиксирована глубина 1940 метров, но при проверке обычным лотом (на тросе) она не подтвердилась[15].

Объём воды

Один из ручьёв, впадающих в Байкал

Запасы воды в Байкале гигантские — 23 615,39 км[3] (около 19 % от 123 тыс. км всех мировых запасов озёрной пресной воды). По объёму запасов пресной воды Байкал занимает первое место в мире среди озёр. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах Северной Америки (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере[17].

Притоки и сток

По данным исследований И. Д. Черского (XIX век) в Байкал впадало 336 рек и ручьёв, и это число учитывало только постоянные притоки[4]. Более современных данных по данному вопросу нет, однако иногда приводятся цифры в 544 или 1123 (которые приведены в результате подсчёта распадков, а не постоянных водотоков). Также считается, что вследствие антропогенного воздействия и изменения климата на Байкале с XIX века по современное время могло пропасть порядка 150 водотоков[4].

Самые крупные реки, впадающие в Байкал — это Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Кичера, Тыя, Голоустная, Бугульдейка. Из озера вытекает только одна река — Ангара[18][19].

Свойства воды

Основные свойства байкальской воды можно коротко охарактеризовать так: в ней очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода. Содержание минеральных солей в воде Байкала равно 96,7 мг/л[4].

В значительной степени чистота воды в Байкале поддерживается деятельностью микроскопического рачка эпишуры, который потребляет органику, пропуская воду через свой организм. Байкальская эпишура (лат. Epischura baicalensis) — вид планктонных ракообразных из подкласса веслоногих (Copepoda). Размер взрослого полупрозрачного рачка составляет около 1,5 мм. Этот эндемик Байкала играет важнейшую роль в экосистеме озера, населяя всю толщу вод и формируя до 90 % и более биомассы водоёма. Эпишура потребляет основную массу водорослей и является важным объектом питания байкальского омуля. Именно рачку-эпишуре обязано озеро чистотой своей воды.

Вода в Байкале холодная — температура поверхностных слоёв даже летом не превышает +8 — +9 °C, а в отдельных заливах и сорах +15 °C (максимальная зафиксированная температура +23 °C). Температура глубинных слоёв — около +4 °C.[20].

Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине до 40 метров[4]. Это обычно бывает весной, когда вода в озере синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8—10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным.

Лёд

В период ледостава (в среднем, в период с 9 января по 4 мая) Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка протяжённостью в 15—20 км, находящегося в истоке Ангары[4]. Период судоходства для пассажирских и грузовых судов обычно открыт с июня по сентябрь; научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завершают её с замерзанием Байкала, то есть с мая по январь[4].

Озеро Байкал

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10—30 км, а ширина — 2—3 м. Разрывы происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли[21], выделяющие кислород. По берегам Байкала можно наблюдать зимой ледяные гроты и набрызги.

Байкальский лёд преподносит учёным немало загадок. Так, в 1940-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Например, «сопки» — конусовидные ледяные холмы высотой до 6 м, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют миниатюрные «горные хребты»[22]. Также на Байкале существуют ещё несколько видов льда: «сокуй», «колобовник», «осенец».

Кроме того, весной 2009 года в Интернете были распространены спутниковые снимки разных участков Байкала, на которых были обнаружены тёмные кольца. По мнению учёных, эти кольца возникают благодаря подъёму глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры. В результате этого процесса образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова[22].

«Байкальский бриллиант»

Кристальный лёд

Ледяная гладь

Голубые глыбы

Для детей дошкольного возраста предлагаю:

1. Конспекты по познавательному развитию,

2. Викторины про озеро Байкал

3. Сборники стихов

Озеро Байкал.

(Сборник речевых игр и упражнений для формирования речевой и познавательной активности детей)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Ссора рыб

Окунь, сом, лещ, язь, карась

Обругали щуку всласть.

Щука долго их терпела,

А потом взяла и съела.

Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб.

Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку.

Мизинец правой руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них.

Пальцы правой руки обхватывают все пальцы левой руки.

Рыбы

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ерш, язь,

А десятый угорь был,

Он сорвался и уплыл. Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.

Показывают рукой волны

Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.

Загибают десятый палец.

Налим

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять. Ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников.

Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь.

Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

Сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальцы, начиная с большого.

Рыбки

Рыбки в озере живут,

Вверх и вниз они снуют.

По команде «Раз, два, три»

Выпускают пузыри.

И кружатся, и, шалят,

И хвостами шевелят.

Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка).

Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.

Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу- вверх. Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе. Пошевелить кончиками пальцев.

Лежебока

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ

На дне

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот. Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спину.

Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево - вправо.

Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями.

Плавные повороты туловища влево, вправо и наоборот.

Озеро Байкал

Озеро Байкал очень широко,

Озеро Байкал очень глубоко.

Рыбки там живут. Друзья,

А вот воду пить - нельзя. Дети широко разводят руки в стороны.

Приседают, коснувшись ладонями пола.

Выполняют упражнение «Рыбка» Разводят руки в стороны, приподняв плечи.

Рыбка

Вильнет хвостом туда-сюда -

И рыбки нет,

И нет следа. Дети выполняют упражнение «Рыбка». Изображают плавающую «рыбку», выполняя волнообразные движения от себя.

Разводят руки в стороны.

Приподнимают по очереди то одну ногу, то другую, смотрят на пол.

Щучки

Через чащу ручеек

В речку Щекотинку тек.

В речке плещутся щучата

Это Щукины ребята.

Ярче, чище серебра

Блещет щучья чешуя. Дети поднимают руки вверх, широко расставив пальцы.

Выполняют упражнение «Ручеек». Поставить ладони на ребро параллельно друг другу (расстояние между ними могут быть любым)

Складывают ладони вместе, имитируют движение рыбы в воде («ныряют» ими вверх-вниз.)

Округленными ладонями, положенными одна на другую, имитируют движение щучьей пасти (открыть-закрыть.)

Хлопают в ладоши.

«Ныряют» сложенными ладонями.

ЗАГАДКИ

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название - вопрос!

(БЫЧКИ)

Что за рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички.

Бледно-розова, нежна -

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает.

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка,

Эта рыбка. (ГОЛОМЯНКА).

Бала бы больше, больше съела

Зубастый рот побольше тела.

Вверх-вниз, вверх-вниз ее дорога,

Мальков рожает много-много.

Легки, как крылья, плавники,

Ее не выловишь с реки.

Все рыбы чешуей покрыты,

А эта модница, поди ты.

Кругом зимы - она резвится

В тепле уснет и растворится.

(ГОЛОМЯНКА)

Черненьких рыбок несметная стая

На мелководье резвилась, играя.

Красное брюшко да нижняя губка,

Желтой икрой истекала голубка.

Законы природы не терпят обмана.

Может, узнали вы крошку.

(ГОЛЬЯН)

В озере Байкал живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это. (СОМ)

Начинает таять лед.

Босиком по льду идет.

На шесть тонких ножек

Надо шесть сапожек.

Выбирает где получше,

И в воде он, и на суше.

Тучи в воздухе кружатся,

Камни в черном шевелятся.

Стало дерево, как веник,

Облепил его (РУЧЕЙНИК)

Век его всего три года.

Так устроила природа.

Любит плавать на боку

Рачок – помощник рыбаку.

Не усы - усищи пропитанье ищут,

Есть слепые, есть и зрячие –

В толще воды нельзя иначе,

Самый первый санитар,

Без него б Байкал пропал,

У рачка двойная слава,

Ну-с, узнали.? (БОКОПЛАВ).

Отложил икру в песок

Речки горной уголок.

Красный хвост дугой согнул.

По теченью повернул.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя -. (ТАЙМЕНЬ).

Ходит молодь по угодьям,

По заливам, мелководьям.

Повзрослеют в косяке,

Один стареет, налегке.

Он быстр, прогонист, серебрист,

Байкал родной, любимый чист.

Дает ухе особый вкус,

Байкальский белый (ХАРИУС).

Стихи.

БАЙКАЛ

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот я увидел Байкал.

Мы плыли, и гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал,

Про это озёрное море,

Про этот священный Байкал.

В. Киселёв

На огромной белой льдине,

Тюлень лежит, под небом синим,

Силы копит и жирок,

Он в этом деле знает толк!

На скалистом берегу,

Лежбище тюленей,

И лежат они под Солнцем,

Отдыхая млея.

Кто-то ластами стучит,

Кто-то чешет брюшко,

Кто-то на других ворчит,

Кто-то молча слушают!

На льдине холодной,

Тюлень отдыхает,

И ветер снегами,

Его заметает.

Усталость сковала,

Он много проплыл,

Теперь отдыхая,

Глаза он прикрыл.

И толстая кожа,

Сильные ласты,

Тюленя не раз,

Спасут от опасности!

Леонов В. А.

БАЙКАЛЬСКАЯ НЕРПА

В разряд млекопитающих,

В Байкале обитающих,

Попала только нерпа –

Модель чужого герба.

На льду я ночевал разок

В машине, в зимнем спальнике.

А нерпа – даже без сапог,

И даже без купальника.

На льду под снегом в логове

Растит своё потомство.

Ей развлеченья многие –

Как результат упорства.

Сначала прорубь сделает

В своей суровой хижине,

Затем ныряет. Смелая!

Идти за рыбой ближе так.

Ни двери в доме не нужны,

Ни под луной прогулочки.

Нерпята жить в тепле должны,

И маму ждать у луночки.

Ныряет, словно батискаф

В глубины моря тёмные.

Бывает, под водой поспав,

Плывёт в места укромные.

Попробуй подо льдом пробыть

Хотя бы две минуточки…

А нерпе полчаса проплыть

И рыб поймать без удочки –

Как пальцы где-то замочить!

Иль чай попить у Людочки.

И. Шелковников

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбери слово (употребление глагольных форм)

Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.

2. Запомни и повтори (формирование обобщающих понятий)

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь - это морские рыбы.

Карп, карась, плотва - это озерные рыбы.

3. Вопросы – ответы (образование притяжательных прилагательных)

Чья голова? - Это рыбья голова. Чьи жабры? - Это рыбьи жабры. Чье туловище? - Это рыбье туловище. Чья чешуя? - Это рыбья чешуя. Чей хвост? - Это рыбий хвост. Чье брюшко? - Это рыбье брюшко. Чьи плавники? - Это рыбьи плавники. Чьи икринки? - Это рыбьи икринки. Чьи кости? - Это рыбьи кости.

4. Игра «Рыбы - великаны» (формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища)

Сом - сомище, осётр - осетрище

5. Игра «Рыболов» (согласование числительных с существительными)

Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал двух сомов. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного осетра» и т. д. 13

6. Слова - родственники

Как можно назвать маленькую рыбу? (Рыбка, рыбешка).

Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыболов, рыбак).

Что делает рыбак? (Рыбачит).

Куда ходит рыбак? (На рыбалку).

Какой суп варят из рыбы? (Рыбный).

Как можно назвать большую рыбу? (Рыбина, рыбища).

7. Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост щуки чей? - Щучий.

Усы сома чьи? - Сомовьи.

8. Игра «Наоборот» (подбор признаков – антонимов)

Рыба уродливая страшная -…. КРАСИВАЯ

Медлительная -…. БЫСТРАЯ. СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

Тихая, спокойная -…. ИГРИВАЯ, РЕЗВАЯ

Блеклая, невзрачная -…. ЯРКАЯ

Одноцветная -…РАЗНОЦВЕТНАЯ

Задиристая, боевая-…. ОСТОРОЖНАЯ

9. Закончи стихотворение, подобрав слова - рифмы

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как…. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая …рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая… рыбища

Эх сорвался мой улов!

Рассердился… рыболов

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой…. рыбак

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день…. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась …. рыбалка

10. Скажи правильно

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

11. Упражнение «Рыбалка»

Мы поймали много рыб –

Не одного сома, а много … сомов

Не одну щуку, а много …

Не одного карася, а много …

12. Упражнение «Подбери словечко»

Чье туловище? – рыбье туловище.

Чьи плавники? – рыбьи плавники.

Чей хвост? – рыбий хвост.

Чья чешуя? – рыбья чешуя.

Чья голова у рыбы? – рыбья голова.

Стихи

ТЮЛЕНИ

Рассказали мне тюлени,

Что толсты не из-за лени:

- Мы без дела не сидим,

Рыбу ловим и едим -

Сытно в завтрак, плотно в ужин,

Нам ведь жир подкожный нужен.

С ним мы в злые холода

Не замерзнем никогда!

Добросовестный тюлень

Подрастает каждый день,

А вот стройными тюлени,

Не становятся от лени.

СТИХИ ПРО РЫБ

ОМУЛЬ

Баю-бай, баю-бай,

Рыбка омуль, приплывай,

Из байкальской глубины,

От Посольской стороны.

Наш сыночек подрастёт,

Он по бережку пойдёт,

Рыбку омуля ловить,

Тятьку с мамкою кормить.

Сергеев М.

У БАЙКАЛА (ОМУЛЬ)

У Байкала, видел сам,

Ходит омуль по лесам.

Он в Байкале не живёт,

Затянул ремнём живот,

Сапоги надел на хвост

И нанялся в леспромхоз.

На плече несёт багор,

А на поясе – топор,

Из ручья водицу пьёт,

Песни звонкие поет.

Трофимов М. Е.

ЛИНЬ И ЯЗЬ

Жили-были линь и язь

- Жили в иле, не ленясь.

В ясли язь возил язят,

Линь линят- в интернат. М. Ясное ГОЛОМЯНКА

Я к Байкалу иду спозаранку,

Говорю я ему с улыбкой: -

Одари меня, море, рыбкой,

Дай ты мне поймать голомянку.

Эта рыбка на вид невзрачна.

Но зато она так прозрачна

Что к глазам поднесу поближе –

Сквозь нее чудеса увижу.

Я мгновенно окину оком все,

Что близко и что далеко,

Все, что в дальней дали зибится,

Да не может никак забыться..

Волны косят и косят камень,

Ходят омули косяками,

Что там просьбы, и что - приманка! -

Не плывет ко мне голомянка.

А Байкал все валы листает,

Пригоняет мне рыбьи стаи:

Вот вам хариус, вот вам омуль,

Не пора направляться к дому ль?

Угасает моя улыбка:

Где ты, где, голомянка - рыбка?

По каким глубинным потокам

Бродишь тихо и одиноко?

И по странной какой причуде

Выбираешь пути, беглянка?.

Ты не дай разуверится в чуде,

Ты ко мне приплыви, голомянка.

Сергеев М.

УСАТОЕ ЧУДОВИЩЕ

Ему мы дали прозвище:

«Усатое чудовище»!

Живет он в самом омуте -

Хозяин глубины.

Огромный рот у рыбины,

А глазки чуть видны.

Сам черный, брюхо серое,

И шевелит усом.

-Узнали вы, наверное,

- Узнали. Это сом.

Г. Абрамов

НЕРПА

Байкале воздух терпкий. Дружим мы с байкальской нерпой. Нерпа здесь давно живёт И загадкою слывёт. Как в Байкале оказалась? Как в Сибири прописалась? И откуда приплыла? Может, в Арктике жила?

. Зацвела весною верба.

И в студёных водах нерпа

Плещет рыбкой золотой

– Нерпа, нерпочка, постой!

Загадать хочу желанье,

Чтобы в море-океане,

Где волной Байкал шумит,

Появилась рыба-кит!

ЧУДО-БАЙКАЛ

Есть такое озеро, Озеро — Байкал. Все в него влюбляются, Кто хоть раз бывал. Озеро глубокое, озеро могучее. В ясный день — спокойное, А в грозу- кипучее. Окружают озеро Горы и леса, Сверху отражаются

В водах небеса.

Есть такое озеро,

Хорошо что есть!

Нерпы, рыбы в озере

Никому не счесть!

Чудные растения,

Чудные леса,

Чудные животные,

Чудо- небеса!

Мы с тобою, озеро,

Встретимся опять,

Будем любоваться,

Будем отдыхать! Фаст Юлия

А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

А что это такое,

Такое голубое,

Холодное, как льдина,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое,

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Рассказ по серии картинок «Воришка»

Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался к ведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Воспитатель предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

Соедини картинки парами и придумай предложения о каждой паре (составление творческих рассказов)

Составление по картинке рассказа-описания «Щука»

(по схеме описания)

«Перед нами щука. Это речная рыба. Она хищная. Щука питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост, острые зубы. Туловище щуки покрыто чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты».

Я внимательно гляжу, все, что вижу, расскажу.

Легенды о происхождении озера

Озеро Байкал зимой

Самая популярная из легенд о том, как появилось озеро - это предание бурятского народа. Согласно ему, в давнюю пору случилось сильнейшее землетрясение. Земля разверзлась, огонь хлестал из ее недр, сжигая все на своем пути. Все что оставалось людям – бежать и молиться богам. Но боги оставались глухи к их крику о помощи. Выбившись из сил, люди стали повторять лишь два слова: Бай гал!. В переводе на русский бай гал означает огонь остановись. И огонь действительно замер и пропал, будто его и не было. На месте земного разлома появилась глубочайшая яма, которая стала быстро наполняться прозрачной ледяной водой. Так и нарекли неожиданно образовавшийся водоем – Байкал.

Пресная вода озера Байкал

Вторая версия происхождения озера более романтическая. Жил да был на свете старик Байкал. Был он властный, богатый старик и была у него дочь, прекрасная Ангара. Старик скрывал ее ото всех и не давал ни с кем встретиться. Но однажды чайки напели ей о веселом и красивом парне Енисее. С тех пор Ангара только о нем и могла думать. Прознал о том Байкал, и запер ее за семью дверями под семьдесят семью замками, решив женить на парне из соседней деревни. Но прямо перед свадьбой Ангара пропала, и он больше никогда ее не видел. Убитый горем он рыдал до самой своей смерти. Слезы, вылившиеся из его глаз, обратились озером и назвали то озеро - Байкал.

Закат на озере Байкал

По третьей легенде, создателем Байкала был Пламенный Дракон. Он появился на закате, сверкая огненной чешуей, восседая в колеснице из чистого золота. Опустившись на землю, Дракон махнул своим огненным хвостом и от удара земля раскололась. Махнул еще раз и лед на вершинах гор растаял, мощнейшими потоками обрушившись вниз и заполнив расщелину до краев. Возле появившегося озера мгновенно все покрылось зеленью, птицы запорхали над прозрачной водой, весело забегали звери. Посмотрев на созданное чудо, Дракон вошел в озеро и опустился на его дно. Но каждые 120 лет он выходил на поверхность и люди устраивали в честь него великие празднества. Но один раз люди забыли о том, что Дракон должен явиться. Тогда Пламенный Дракон разгневался и залил водой всю землю от края до края. Позже появились другие племена, иные народы, но никто больше не слышал о Драконе. В напоминание о нем осталось только то самое озеро – Байкал.

Публикации по теме:

«Мешочки с желаниями на память». Старинный сувенир к празднику 8 Марта«Мешочки с желаниями на память». Старинный сувенир к празднику 8 Марта Скоро наступит самый радостный, тёплый и любимый всеми праздник – 8 марта. У нас с детьми идёт большая работа по подготовке к нему. Учим.

«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении №22 "Казачок" г. Азова, прошел очень яркий, красочный и необычный праздник. Организовала.

Фоторепортаж «Байкал зимой и летом»Фоторепортаж «Байкал зимой и летом» Мне очень повезло, что я родилась и живу в Иркутской области. Так много прекрасных мест во всем мире, но я знаю точно, что красивее нашего.

Фотозарисовка «Красивейший Байкал»Фотозарисовка «Красивейший Байкал» У меня возникло огромное желание опубликовать цикл фотозарисовок на тему: "Природа России". И первая работа будет на тему: "Красивейшей.

Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик»Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик» Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик»-«Весёлые нотки" Подготовила: музыкальный руководитель МОУ СОШ №3 г. Маркса.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Кубань -жемчужина России" Программное содержание: Уточнить знания о.

Мастер-класс «Маленький сказочный чемоданчик»Мастер-класс «Маленький сказочный чемоданчик» В конце марта я писала пост о своем большом сказочном чемодане http://www.maam.ru/detskijsad/bolshoi-skazochnyi-chemodan-master-klas.html.

Проект «Байкал — жемчужина Сибири» Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности.

Старинный календарь в Этнографическом музее. ФоторепортажСтаринный календарь в Этнографическом музее. Фоторепортаж Эту тему я решила оставить на "потом", так как хотела найти хоть какую-нибудь информацию о старинном русском календаре в Этнографическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии «Старинный чемоданчик «Байкал Жемчужина Сибири»
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 11:27
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии «Старинный чемоданчик «Байкал Жемчужина Сибири»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Темникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД