Альбина Вашкина
Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ
«Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э. Ж. Далькроз
Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях слушанием музыки я всё чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальное произведение или делают вид, что слушают; многие дети затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который они услышали.
У меня стали появляться вопросы:
Публикация «Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
1) может быть они не понимают, что значит слушать и слышать музыку?
2) может они бояться высказаться, стесняются перед сверстниками?
3) может всё дело в физиологии конкретного ребёнка?
4) может быть в семье не любят музыку или по причинам религии (как
выяснилось в одном из случаев) ребёнку запрещали выражать свои эмоции и т. д.
Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения. И я сначала показывала ритм музыки марша, стуча по своим коленям с довольным видом, а дети тут же стали повторять за мной. У многих «трудных» детей стали появляться эмоции. На музыку спокойного и безмятежного характера я попросила детей повторять все движения за мной и показывала плавные покачивания корпусом вправо-влево и руками – плавные «качели». Дети снова повторили. Под музыку польки я просила детей самим придумать движения. Это задание особого труда не вызвало, потому что они уже знали из своего музыкально-ритмического опыта движения. Для того чтобы дальше работать с детьми в направлении «одухотворённого» жеста я обратилась к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив новые технологии преподавания ведущих педагогов, я увлеклась технологиями пластического интонирования, потому что выразительная пластика является одной из природных основ интонации. Большое место в развитии творческих способностей и инициативы занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.
Этюд – это набросок, импровизация. Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и не сюжетные игры творческого характера, исполняемые группой школьников и индивидуально.
Исполняя этюды, дошкольники учатся точно соотносить определенные движения с характером музыки, выбирая и согласовывая с ним ходьбу, бег, прыжки и другие движения.
В чем развитие творчества и воображения? Содержание этюда остается единым, но детали исполнения могут изменяться в зависимости от того, как ребенок чувствует музыкальный образ и вносит дополнения в соответствии со своим воображением.
Этюды могут быть сюжетными (с заданным текстом) и несюжетные, где школьники учатся осмысливать чередование частей и в соответствии с этим, изменять движение.
Методика первичного разучивания этюда аналогична методике разучивания игры.
Этапы работы:
1. Подготовительная беседа о музыке.
2. Прослушивание музыкального произведения.
3. Разбор отдельных частей и музыкальных фраз.
4. Анализ средств музыкальной выразительности.
5. Показ варианта исполнения в сопровождении музыки музыкальным руководителем.
6. Показ движений детьми без музыки.
7. Исполнение этюда детьми.
В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Индивидуальный этюд требует сосредоточения всех сил и умений.
Возможно повторение этюдов (но не разучивание). Оно дает возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.
Таким образом, выполнение этюдов как наиболее сложных творческих заданий, обогащает дошкольников музыкальными впечатлениями, развивает умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями образное содержание инструментальной музыки.
"Ветер и ветерок"
Программное содержание.
Продолжать развивать навык различения динамических оттенков и отражения их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук. Способствовать развитию согласованности движений.
Описание.
1 –8 такты. Ветерок слабо колышет ветви деревьев. Листочки едва шевелятся. Дети поднимают руки вверх и двигают их в разных направлениях.
9 -12 такты. Ветер поднялся так, что кажется, что вот - вот начнется гроза.
Дети отставляют одну ногу в сторону и броском сгибают корпус то влево, то вправо. Руки следуют за корпусом.
13 -16 такты. Сильный ветер пронесся мимо, и опять пришел маленький ветерок. Дети выполняют движения 1 - 8 тактов.
Методические указания.
Руки у ребят все время должны оставаться мягкими, без лишнего напряжения в плечах и мышцах.
"Цветы".
Программное содержание.
Развивать творческое воображение детей. Умение действовать с воображаемыми предметами, четко согласуя свои движения с музыкой. Добиваться плавных, мягких движений.
Описание.
У каждого ребенка в руке по цветку (воображаемому). Перед ними
Воображаемый ручеек.
Такт1. Плавно поднимают правую руку. Одновременно с движением руки поворачивается голова
Дети как бы любуются цветком.
Такт 2. Плавно опускается рука. Ребенок сопровождает взглядом
движение руки.
Такты 3 – 8. Повторяются движения предыдущих тактов.
Такт 9. Делается 3 шага вперед (идут к ручейку).
Такт 10. Бросают в ручеек воображаемый цветок (правая рука).
Такты 11 – 12. То же левой рукой.
Такт 13. Делают 3 шага к ручейку.
Такт 14. Стоят.
Такты 15 -16. Отходят назад, помахивая руками, прощаясь со своими
цветами.
Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению. Здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для дошкольников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.