Аурика Сергеева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ.
«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которых успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащается переживаниями ребёнка, активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковых отношений».
Н. А. Ветлугина
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
взрослого тем, что он очень хрупкий. Поэтому требуется бережное и очень осторожное отношение к нему. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок пользуется с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховое представление, чувство ритма. Поэтому в первую очередь должен быть продуман песенный репертуар, доступный по содержанию, прост методически и по тексту. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука. У детей младшего дошкольного возраста иногда наблюдаются небольшие уплотнения на голосовых связках, так называемые «узелки крикунов». В основе данного заболевания лежат перенапряжение голосовое и длительная травматизация голосовых складок. Для того, чтобы этого не случилось, прежде всего необходимо:
- Создать благоприятную атмосферу для певческого слуха;
- Не допускать форсирования звука детьми, как во время пения, так и во время разговорной речи;
- Учить детей говорить друг с другом спокойно, без напряжения и крика.
Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него будет звонкое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и «почувствовать» свой голос, тогда он начнёт петь естественным голосом. Если же этого не произошло, необходимо прибегнуть к упражнениям:
- Речевые игры (развивают слух и чувства ритма);
- пальчиковые игры (соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);
- игровой массаж (тонизирует нервную систему);
- игроритмические упражнения (способствуют развитию воображения);
- валеологические песенки (подготавливают голос к пению);
- музыкотерапия (снимает напряжение и восстанавливает спокойное дыхание).
В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые любимые песни он может петь в любое время по собственному желанию.
Основные задачи охраны детского голоса, предупреждение его нарушений сводятся к следующему:
- соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха;
- организация благоприятной звуковой атмосферы в группе и вне её;
- подбор репертуара детских песен, соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников;
- устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ренитов, заболевания ушей, верхних дыхательных детей.
Действительно следует оберегать детей от простудных заболеваний – не допускать громкого разговора в сырую холодную погоду, а также – не позволять пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии.
Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поёт эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов подчёркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребёнку. «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребёнка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и её подобие не станут тождественны…»
Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми;
- С ребёнком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос;
- Не поощряйте пение песен для взрослых;
- Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице.
Пение – сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только «чисто певческие» органы, но и сердечно – сосудистая нейроэндокринная системы, которые отвечают на пение изменением пульса, артериального кровяного давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Даже, более того, систематические занятия пением играют оздоровительную роль, улучшает дыхание и кровообращение.
Только совместные усилия педагога и родителей помогут решить задачи развития детского голоса и его охраны.