Наталья Полякова
Формы работы с воспитаниками на музыкальных занятиях в ДОУ
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
развитие музыкальности детей;
Публикация «Формы работы с воспитаниками на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
развитие способности эмоционально воспринимать музыку
Разделы образовательной области «МУЗЫКА»
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическая культура» развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
«Здоровье» сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание» расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
«Социализация» формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Художественное творчество» развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
«Чтение художественной литературы» использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Образовательная область «МУЗЫКА»
Формы работы с детьми
Разделы. Задачи
Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
СЛУШАНИЕ
- Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать;
- Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чём, о ком поётся);
- Учить детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Младшая и средняя группы Использование музыки :
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
- во время прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и развлечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-другие занятия
-театрализованная деятельность
-слушание музыкальных произведений в группе
-прогулка (подпевание знакомых песен, попевок)
-детские игры, забавы, потешки
рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей, ТСО.
Экспериментирование со звуком
Консультации для родителей
Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций
СЛУШАНИЕ
- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре;
- Учить детей слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке;
- Развивать музыкальный слух, слышать и различать средства музыкальной выразительности : тихо-громко, очень громко, ускорение и замедление темпа;
- Определять форму произведения (двух- и трёхчастную, контрастную и неконтрастную, «вариации», «форма рондо», части (вступление, заключение, запев, припев);
- Учить детей определять жанры (песня, танец, марш). Подразделять на колыбельные, хороводные, плясовые песни, называть виды танцев и маршей;
- Развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку (узнавать знакомые произведения и назвать любимое). Старшая – подготовительная группы Использование музыки :
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
- во время прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- в компьютерных играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и развлечениях
Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Другие занятия
-Театрализованная деятельность
-Слушание музыкальных сказок,
- Беседы с детьми о музыке;
-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов
- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
- Рассматривание портретов композиторов
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО
Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Консультации для родителей
Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Прослушивание аудиозаписей,
Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов
Просмотр видеофильмов
«ПЕНИЕ
- Сформировать умение правильно брать дыхание перед началом песни и между фразами, удерживать дыхание до конца фразы;
- Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си);
- Научить чисто и ясно, одном темпе со всеми в произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Младшая и средняя группы Использование пения:
- на музыкальных занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях
- во время прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
-в театрализованной деятельности
- на праздниках и развлечениях
Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
-Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду;
- Подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов различных персонажей. ТСО
Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей:
-песенного творчества
(сочинение грустных и веселых мелодий,
Музыкально-дидактические игры Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Посещения детских музыкальных концертов
Совместное подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности
«ПЕНИЕ»
- Учить правильно интонировать мелодию;
- Помочь различать и исполнять звуки по высоте (в пределах терции);
- Сформировать умение правильно брать дыхание перед началом песни и между фразами, удерживать дыхание до конца фразы;
- Учить детей петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать;
- Помочь детям правильно использовать средства музыкальной выразительности;
- Научить ускорять, замедлять и ослаблять звучание в пределах до первой октавы;
- Учить проговаривать звуки, не выкрикивать и не глотать окончания слов;
- Сформировать умение петь без напряжения, легко, напевно, протяжно;
- Учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передать содержание и характер песни;
- Воспитывать отношение к содержанию песен: любовь к Родине, родным, миру;
- Воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности. Старшая – подготовительная группы Использование пения:
- на музыкальных занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
-в театрализованной деятельности
- на праздниках и развлечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
-Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов,, театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы.
Игры в «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей.
Музыкально-дидактические игры, инсценирование песен, хороводов
Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Совместное пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности
Создание совместных песенников
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
- Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение);
- Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег);
- Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку;
- Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой;
- Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них;
- Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.
- Формировать навыки ориентировки в пространстве. Младшая и средняя группы Использование музыкально-ритмических движений :
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и развлечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
-Игры, хороводы
- Празднование дней рождения
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т. д.). ТСО
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
- Помочь в освоении образных движений: сказочные персонажи, животные, знакомые образы окружающей природы, игрушки во взаимодействии друг с другом;
- Научить основным танцевальным движениям: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, тройной шаг, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка поворотом, выбрасывание ног в прыжке, подскок через прыжок, «ковырялочка» через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах;
- Сформировать умение двигаться в разных темпах, с ускорением и замедлением;
- Помочь в освоении пантомимических жестов: «недовольство», «укор», «дразнилка», «удивление», «возмущение», «требование» и т. д. ;
- Развивать чувство ритма, координацию движений, пластичность;
- Воспитывать в детях желание импровизировать под музыку, сочинять собственные композиции из знакомых движений, придумывать свои оригинальные движения в импровизации;
- Воспитывать желание танцевать в самостоятельной деятельности. Старшая – подготовительная группы Использование музыкально-ритмических движений :
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и развлечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
-Музыкальные игры, хороводы с пением
-Инсценирование песен
-Развитие танцевально-игрового творчества
- Празднование дней рождения
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений,
-подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей, портретов композиторов, ТСО.
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей под музыку соответствующего характера
Придумывание простейших танцевальных движений
Инсценирование содержания песен, хороводов,
Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений
Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Создание музея любимого композитора
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
Посещения детских музыкальных театров
Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей
ТВОРЧЕСТВО
(песенное, музыкально-игровое, танцевальное)
- Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка», «Где ты?»).
- Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша;
- Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица).
- Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей. Младшая и средняя группы - на музыкальных занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и развлечениях. Занятия
Праздники, развлечения
В повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
-Игры
- Празднование дней рождения
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.
Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты
Игры в «праздники», «концерт»
Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей песенного, игрового творчества, музицирования
Музыкально-дидактические игры Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
ТВОРЧЕСТВО
(песенное, музыкально-игровое, танцевальное)
- Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы;
- Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).
- Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак и т. п., образы животных (лукавый котик и сердитый козлик); характерные движения русских танцев.
- Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, вариации элементов плясовых движений; выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. - Стимулировать формирование музыкальных способностей, мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности, самостоятельности. Старшая – подготовительная группы - на музыкальных занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и развлечениях Занятия
Праздники, развлечения
В повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
- Игры
- Празднование дней рождения
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих импровизации в пении, движении, музицировании
Придумывание простейших танцевальных движений
Инсценирование содержания песен, хороводов
Музыкально-дидактические игры
Игры-драматизации
Аккомпанемент в пении, танце и др.
Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», «телевизор». Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
Посещения детских музыкальных театров
Перечень программ, технологий,
методических пособий по ОО «МУЗЫКА»
Программы, технологии
Методические и нотные пособия
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» \ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005 год.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
4. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет «Топ – хлоп, малыши!» Т. Сауко, А. Буренина, 2001.
5. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика». А. И. Буренина, 2000 г.
1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., Мозаика- Синтез, 2010
2. Зацепина М. Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010
3. Методическое пособие для работы с детьми 3 – 7 лет «Праздники и развлечения в детском саду» М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова, 2006 г.
4. Дзержинская И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М. : Просвещение, 1985 - 160c., нот.
5. И. Каплунова, И. Новоскольцева, Музыкально-двигательные фантазии «Музыка и чудеса» по программе «Ладушки» 2005 г.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
7. В. М. Петров,Г. Н. Гришина,Л. Д. Короткова, «Зимние праздники, игры и забавы для детей» 1995 г.
8. Кононова Н. Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», 1990 г.
9. Михайлова М. А., «Праздники в детском саду» 1999 г.
10. Захарова С. Н., «Праздники в детском саду» 2002 г.
11. Методический журнал «Музыкальный руководитель» 2008 – 2012гг.
12. Методический журнал «Справочник музыкального руководителя» №0 март, 2012г.
13. Педагогический альманах «Аничков мост: вчера, сегодня, завтра» № 3 «Музыкальные минутки для малышей», 2006 г.
14. Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал «Колокольчик» «Музыкальные игры и новые песни С. Б. Насуаленко.
15. «Портреты иностранных композиторов» Выпуск №1 и №2. (32 и 24 портрета).
16. «Портреты русских композиторов»
17. Методически – нотный материал по программе С. Коротаевой.
18. 16. «Учите детей петь» С. М. Орлова, С. И. Бекина, 1988 г.
19. Бекина С. И., Праздники в детском саду. 1990 г.
20. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л. Н. Коммисарова, Э. П. Костина, 1986 г.
21. «Цирк, цирк, цирк» Веселое представление для детей. Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой.
22. «Танцевальная ритмика для детей» №1,2,3,4 Т. Суворовой