Анна Минеева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
в МБДОУ ДС №2 «Березка», филиал Детский сад № 36 «Березка».
Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье детей. Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий в Дошкольном Образовательном Учреждении.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Музыкально-оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
• Валеологические песенки;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Фонопедические упражнения;
• Игровой массаж;
• Пальчиковые игры;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия.
Валеологические песенки.
[/b]
Их цель - поднять настроение детей, настроить на позитив, создать благоприятный фон для занятия, подготовить голосовой аппарат для пропевания песен.
1. Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Будем мы красивыми как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
2. Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Всем, всем, всем!»
Дыхательная гимнастика - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания. Чаще всего используется гимнастика Стрельниковой.
1. Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
2. По шоссе летят машины-
все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для подготовки органов артикуляции для правильного произнесения фонем. В ходе занятий используется Артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков детей по методике В. Емельянова
Каждое упражнение повторяется 4 раза
1. Слегка покусать кончик языка.
2. Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.
4. Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
6. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко.
7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.
13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)
14. Сильно наморщить переносицу и расслабить её.
15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
Игра- упражнение на артикуляцию.
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в,
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу,
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю,
Кто-то топал (топ-топ-топ-топ,
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж,
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау,
Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):
А-а-а-а (шепотом).
Фонопедические упражнения - укрепление голосовых связок, а также для профилактики заболеваний дыхательных путей.
Пример использованных мною упражнений:
Упражнение «Кто пищит»
Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззз…
Чуть громче звенит муха: зззззз…
Ещё громче звенит пчела: зззззз…
А самым низким голосом звенит шмель: ззззззз…
(Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос.)
Упражнение «Ау»
Кричу в лесу:- А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:- А-а-а-у-у-у!
Опять кричу:- А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:- А-а-а-у-у-у!
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссандирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот, с характерным «переломом» голоса.
Пальчиковые игры.
Прилетела к нам вчера
(помахать кистями рук).
Полосатая пчела.
(на каждое название насекомого загибать по пальцу в кулак)
А за нею шмель-шмелёк,
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза –
Как фонарики глаза
(кисти рук «биноклем» поднести к глазам).
Полетали, пожужжали
(помахать кистями рук,
От усталости упали
(«уронить» кисти рук).
Игровой самомассаж с пением
Песенка «Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам
расходится по домам. («Бегают» пальчики по лицу)
Гром! Гром! Как из пушек!
Нынче праздник у лягушек. (Барабанят пальчики по лбу, щекам)
Град! Град! Сыплет град! (Хлопают в ладоши)
Все под крышами сидят. (Изображают руками «крышу» над головой)
Музыкотерапия для эмоционального настроя, успокоения, приобщения к прекрасному. Музыку используют не только для музыкальных занятий, но и в повседневной жизни детей: как фон на занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулках.