Светлана Олейникова
Развитие мелкой моторики на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности:
Коммуникативная, игровая, познавательная, музыкально - эстетическая, художественная.
Цели:
- воспитание духовности дошкольников
- дать воспитанникам возможность проявить художественные способности и творческую индивидуальность.
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком музыкального детства.
Задачи:
- воспитание чувства прекрасного.
- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
Публикация «Развитие мелкой моторики на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- закладывать основы гармонического развития (слуха, голоса, внимания, движения, развитие индивидуальных способностей).
- развивать коммуникативные способности.
Используемые атрибуты и оборудование:
Художественные не законченные репродукции или рисунок – заготовка; пластилин; цветная бумага; гофрированная бумага; вата; бусины; прищепки; природный материал; пенопласт и любые другие заготовки из подручного материала.
Все наши музыкальные занятия – это и есть развитие общей моторики: в играх – синтез слова с движением рук (конструируем, собираем, складываем, переливаем, переносим и т. д.); в танце – синтез слова, музыки и движения – это уже логоритмика, другой вид медико - педагогического воздействия. Игра на музыкальных инструментах и т. д.
А вот что такое мелкая моторика?
Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука – глаз» (зрительно – двигательной координации, поскольку полноценное развитие мелких движений кистей рук обычно происходит под контролем зрения.
Почему важно развивать навыки мелкой моторики?
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Определилось существенное влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или иначе мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении школьными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому, даже при подготовке ребёнка с задержкой психического развития к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Фрагмент осенннего занятия.
- Этот прекрасный букет (стоит на столе)– прощальный подарок осени. Нравится он вам? (Ответ) А чем он хорош и удивителен? Художнику тоже понравился этот букет, и он его изобразил на бумаге. (Выставить незаконченный рисунок с бесцветными рябинками.) Но рисунок – то выглядит незаконченным, почему? (Потому, что плоды рябины бесцветные.)
-Но зато у вас, ребята, есть умелые ручки. Мы будем с вами из кусочков гофрированной бумаги скатывать шарики – бусинки и вклеивать их в кружочки, чтоб получилась настоящая законченная картина красавицы –рябинки.
- Вот посмотрите, у меня несколько цветов бумаги заготовлено для плодов рябины. Я запуталась. Какой же цвет нужно взять для рябинки: оранжевый, синий или зелёный? Думаю синий. А вы как считаете? (Ребята доказывают свою точку зрения.)
Под музыку П. И. Чайковского «Осень» воспитанники работают над образом рябинки.
Из квадратиков гофрированной бумаги дети скатывают шарики и приклеивают в контурную обрисовку ягодки, предварительно смазанную муз. руководителем клеем – карандашом. (Воспитатель и муз. руководитель организовывают детей т. е. приглашают по 3 человека для аппликации.)
- Вот посмотрите ребята, – какие вы все волшебники. Своими умелыми ручками, пальчиками, приложив старания вы превратили, «бесцветную», грустную рябину в красавицу подстать самой осени. Как бы вы назвали свою картину? (Ответы.)
Обыгрываем солнышко.
Вот наши бытовые бельевые прищепки. Увидев одну круглую жёлтую «голову» стоит поразмыслить это солнышко или колобок. Что нужно сделать чтоб все поняли, что это солнышко? Да конечно нарисовать лучики. Лучики у нас не обычные а из жёлтых бельевых прищепок. Детки цепляют лучики.
Нарисованная заготовка тучки – и капающий из неё дождик – синие прищепки. Ёж – колючки прищепки.
С теми же прищепками играем в игру «Помоги бабушке развесить платочки». Детки под музыку вешают платочки на бельевую верёвку.
Помощь в танце «Цветов и бабочек». Участницы танца делают тематическую аппликацию, это поможет закрепить им их место в танце и быстро находить свою пару. Заранее заготавливаются любые бумажные цветы, бабочки, травка или просто зелёный фон – поле для работы.
В процессе аппликации вспоминаем кто цветочек, какой это цветок, какого цвета, запоминаем место расположения на ковре. Также работаем с бабочками – к какому цветочку нужно подлететь, с какой стороны от цветка нужно встать. И закончить композицию свободным расположением травинок на листе.
В старшем возрасте для развития мышечной силы и стимулирования движений пальцами возможны следующие упражнения:
- надавливание поочерёдно пальцами на клавиши музыкальных инструментов
- перебор пальцами по всей длинне дудочки или флейты
- поочерёдное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан)
- ассиметрическое постукивание (поочерёдное постукивание руками: два раза одной, один раз другой, графическое изображение 2-1-2, 1-2-1, 2-1-1-2.)
- перебор струн щипковых инструментов (арфа, гусли).
Начинать упражнения стоит в медленном темпе, постепенно ускоряя, следить за чёткостью и ритмичностью исполнения.
В конце занятия, после подведения итогов, ребята получают награды за работу на музыкальном занятии.