Марина Кубышкина
Средства становления инициативы дошкольников в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Средства становления инициативы дошкольников в разных видах деятельности.
Под инициативой, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, понимается «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, … руководящая роль в каких-нибудь действиях». [Ожегов С. И., 1997, с. 247]
В педагогике инициативность рассматривается как проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребёнок. По сравнению с другими показателями при оценке развития детей сферы инициативности ребёнка имеют ряд значительных преимуществ.
Публикация «Средства становления инициативы дошкольников в разных видах деятельности» размещена в разделах
Основные сферы инициативы ребенка :
– творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
– инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
– коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
– познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
– двигательная активность (инициатива) – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.
Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. Однако верно и то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
Три уровня инициативы (низкий, средний, высокий) описаны в 5-и сферах детской инициативы, что соответствует 5-и видам детской деятельности :
- в сюжетной игре;
- в игре с правилами;
- в продуктивной деятельности;
- в познавательно-исследовательской;
- в двигательной активности.
Каждый вид деятельности детей дошкольного возраста способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы :
1. ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за сюжетной игрой).
2. ИНИЦИАТИВА КАК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ (наблюдение за продуктивной деятельностью).
3. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за совместной деятельностью : продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра).
4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью).
5. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за различными формами двигательной активности).
Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДО должна поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.