Гурова Полина
Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Средства физического воспитания
Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования.
К настоящему времени в практике физического воспитания сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:
· физические упражнения;
Публикация «Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
· использование оздоровительных сил природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т. п. ;
· использование гигиенических факторов – режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т. п. ;
· cпециально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;
· идеомоторные, психогенные и аутогенные средства– выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений, приемы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы
Методы физического воспитания
Эффективность любого средства физического воспитания существенно зависит от метода его применения. Под методами физического воспитанияпонимаются способы применения физических упражнений. Система применения средств и методов, направленных на достижение конкретного результата в процессе физического воспитания называютметодикой.
Решая разнообразные задачи физического воспитания, применяют ряд специфических(характерных только для процесса физического воспитания) и общепедагогических (используемых во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитанияотносится группа практических методов, с помощью которых решаются конкретные задачи по обучению технике физических упражнений и воспитания физических качеств:
Методы строго регламентированного упражнения
Игровой метод.
Соревновательный метод.
К группе общепедагогических методов, применяемых в физическом воспитании, относятся:
Методы словесного воздействия (словесные).
Методы наглядного воздействия (наглядные).
Приёмы физического воспитания[
Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используют разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.
Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
В методике физического воспитания используются общедидактические приемы:
1. Приемы наглядного метода.
А) Наглядно – зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач.
Б) Тактильно – мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологическое положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремиться к самостоятельному качественному выполнению движения.