Гульсия Ильясова
Среднесрочный проект «Игры народов, проживающих в Башкортостане»
▼ Скачать + Заказать документы
Среднесрочный проект "Игры народов проживающих
в"Башкортостане".
Подготоила воспитатель:Ильясова Г. Г.
Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РБ.
Задачи:
Публикация «Среднесрочный проект „Игры народов, проживающих в Башкортостане“» размещена в разделах
- Башкирские народные игры
- Башкортостан. Башкирский народ
- Игры для детей
- Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, их духовным, материальным ценностям; – создать условия для ознакомления детей и родителей с историей, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан. – систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Башкортостан.
Место реализации проекта : дошкольные образовательные учреждения города и региона.
Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.
Актуальность проекта : у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.
Проект построен на принципах культуросообразности:
– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания; – образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд); – высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной); – развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Этапы реализации проекта :
I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан. II этап: разучивание и использование национальных игр, песен. III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Башкортостан. IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества с участием педагогов, родителей, детей. V этап: проведение праздников народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Ожидаемые результаты:
– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Башкортостан; – независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость; – произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом; – расширение диапазона знаний об окружающем мире; – формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.
Ход праздника:
Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей,
так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник народных игр.
Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие вы знаете национальности? (Ответы детей). Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.
А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы мира, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!
Но для начала нужно взглянуть на карту (презентация). Первая остановка нас ждет в республики Башкортостан. Посмотрите, на карте обозначено, что в нашей республике много гор, которые нам нужно будет преодолеть, прежде чем туда попасть. Готовы? Вперед!
Ходьба с перешагиванием через препятствия.
(ребят встречает девочка в башкирском национальном костюме)
Башкирка : Хаумыхыгыз! Здравствуйте, друзья! У нас, у башкир, очень необычные дома, не такие как ваши, они очень удобные, потому что их всегда можно брать с собой, когда хочется переехать жить в другое место. И называются они – юрта (презентация). У нас даже есть такая любимая народная игра «Юрта».
Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Постепенно все перемещаться в общий круг. По окончании музыки все бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получаются юрты. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Воспитатель: Дальше наш путь лежит в республику Удмуртия (презентация). Туда нам придется пробираться через лес и тайгу.
Ходьба «змейкой» между деревьями.
(ребят встречает девочка в удмуртском национальном костюме)
Удмуртка: Дьчечбурещь! Здравствуйте! Как вы могли заметить, пока сюда добирались, наш край богат лесами. Из деревьев Удмуртии производят различные строительные материалы.
Удмуртская народная игра «Серый зайка»
На площадке чертится квадрат – это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (остальные игроки) располагаются полукругом у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?»
На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.
Ходьба по гимнастической скамейке.
(ребят встречает девочка в чувашском национальном костюме)
Чувашка: Салам! Здравствуйте, гости дорогие! А я хочу рассказать вам о нашем любимом чувашском празднике Уяв. Он проходит в самом начале лета, когда заканчиваются посевные работы на полях. В этот день молодежь собирается за околицей и устраивает хороводы с танцами, песнями. А еще мы играем в традиционные чувашские народные игры. Я хочу научить вас играть в одну из таких игр.
Чувашская народная игра «Кого вам?».
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд стоят лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Первая команда говорит хором: «Кого вам? Кого вам?». Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями.
Если бегущему удается прорвать цепь, он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если же бегущий не прорвал цепь, он сам остается в той команде
Легкий бег.
(ребят встречает мальчик в татарском национальном костюме)
Татарин: Исенмесез, минен дусларым! Здравствуйте, мои друзья! Добро пожаловать! Воспитатель: Ребята, посмотрите, на мальчика, как называется его головной убор? Да, верно, это татарский национальный головной убор мужчин – тюбетейка. А давай те поиграем в любимую татарскую народную игру, которая так и называется «Тюбетейка».
Татарская народная игра «Тюбетейка».
Дети стоят в кругу. Пока звучит татарская плясовая музыка, они одевают рядом стоящему игроку на голову тюбетейку. На ком остановится, тот танцует.
Русская народная игра «Яша и Маша».
Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных становятся в середину круга. Один из них - "Яша", другая - "Маша". Им завязывают глаза. "Яша" и "Маша" поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем "Яша" начинает искать "Машу". С этой целью он спрашивает: "Маша, где ты?" "Маша", бегая по кругу, отвечает: "Я здесь!" (или звонит в колокольчик) - и быстро убегает с этого места,
чтобы не попасться. Если "Яша" поймает (осалит) "Машу", они меняются ролями или выбираются новые водящие.
Воспитатель: А завершит наш праздник народных игр хоровод «Дружат дети всей Земли".