Татьяна Литовченко
Игры народов Крыма
▼ Скачать + Заказать документы
Использование разнообразных методов и приемов обучения пению на музыкальных занятиях в детском саду
ЦЕЛЬ: Воспитание у детей певческой культуры, приобщение к музыке через основную деятельность дошкольника-игру.
Рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что у каждого из нас возникает, в силу определённого состояния души (радость, печаль, огромное желание петь, и тут очень многих преследует неуверенность в себе, «а вдруг я пою неправильно», «у меня некрасивый голос», «а мне медведь на ухо наступил»- вообщем, масса различных комплексов, которые загоняют одну из потребностей человечеческих эмоций всё глубже и глубже внутрь себя, заставляя страдать всю жизнь. Ведь, как известно «Легко на сердце от песни весёлой…»
Публикация «Игры народов Крыма» размещена в разделах
И все эти комплексы, к сожалению, родом из детства.
Как часто мы слышим от взрослых в адрес детей – «не пой», «ты поёшь неправильно», «ты мне мешаешь слушать концерт» и пр. Вот тут то и возникает у ребёнка неуверенность в своих способностях, можно даже сказать страх перед вокальным звукообразованием.
Поэтому я в своей работе по развитию вокально- хоровых навыков у детей дошкольного возраста пользуюсь самыми щадящими, можно сказать деликатными методами и приёмами: во первых – никакой критики, только поощрение и одобрение, во вторых - нельзя делать ребёнку замечание во время процесса исполнения песни, лучше сначала выслушать, похвалить, а затем предложить спеть по другому, приводя в пример знакомые для ребёнка образы: «спой как птичка», (если ребёнок занижает звуки) и пр.
Бывает так, что ребенок совершенно не вписывается в общий хор, своим пением, сбивает детей с ритма и откровенно мешает вокальному развитию других детей, такому ребёнку можно дать роль слушателя, возведя её в награду. Это освободит ребёнка от косых взглядов товарищей, а музыкаль-ного руководителя, да и воспитателя от звуковых пыток. Как правило, такие слушатели через определённое время (у каждого своё, дают очень хороший результат (проверенно опытом работы).
И третье, самое важное - НИКАКОГО НАСИЛИЯ
В обучении пению (без насилия) нам очень помогут подвижные народные игры с пением, где большим помощником музыкальному руководителю и авторитетным примером для детей выступает воспитатель, который может использовать эти игры во время прогулки, тем самым, делая пение в них, как бы не главным, не заметным, но обязательным условием игры.
ЗМЕЙКА
Русская народная игра
Одна из самых простых и динамичных игр. В старом быту разыгрывалась обычно во время весенних праздников (на Троицу, Ивана Купала, Петров день).
Играющие, взявшись за руки, образуют цепочку, во главе которой встает опытный руководитель этой игры. Его задача — вести за собой цепочку, все время убыстряя ход, и при этом описывать разнообразные фигуры -змейки, петли, зигзаги, волны, спирали и т. п. Смена фигур должна производиться неожиданно для игроков. Кульминация игры — закручивание и раскручивание спирали. Делается это под песню:
Уж я улком шла.
Уж я улком шла, переулком шла
Клубок ниточек нашла
Клубок доле, доле, доле
Нитка дале, дале, дале
Нитка тянется, перетянется
Клубок катится, перекатится
Клубок доле, доле, доле
Нитка дале, дале, Дале
Я за ниточку бралась
Моя нитка порвалась….
На этом игра заканчивается, доставив участникам много радости и удовольствия.
ДВЕ ЛИНИИ
Русская народная игра
Дети делятся поровну и встают в линии друг против друга.
Первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли». Вторая линия стоит на месте.
Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли».
На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно.
На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь.
И так - до слов: «А мы коней в плен возьмем» когда один ребёнок После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло».
А вторая: «В нашем полку прибыло».
Затем все повторяется до тех пор, пока все дети с одной стороны не перейдут на другую».
Игра проводится в Духов день, особое почитание этого праздника связано с уважительным отношением к земле и с аграрно-магическими обрядами. Делается это под песню:
«А мы просо сеяли»
- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.
- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.
- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?
- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.
- В нашем полку прибыло, прибыло,
Ходим ладом, прибыло, прибыло.
- В нашем полку убыло, убыло,
Ходим ладом, убыло, убыло.
Челнок
Русская народная игра
В быту разыгрывалась обычно на Масленичные гуляния
Участники игры выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу, крепко сцепляются локтями. Расстояние между шеренгами должно быть около десяти шагов. Шеренги одновременно начинают сходиться и расходиться (под первую строчку песни делается четыре шага вперед, под вторую строчку песни - четыре шага назад):
Челнок бежит, земля дрожит
Шьет - пошивает, дали посылает
Очень важно сохранить ровные шеренги. В тот момент, когда шеренги расходятся, между ними начинают пробегать игроки-«челноки». По одному, по очереди, по парам, группами. Постепенно скорость схождения-расхождения шеренг все увеличивается, поют все быстрее, и, наконец, кого-то из «челноков» ловят. Пойманные занимают место в шеренге…
Подоляночка
Украинская народная игра
В Украине с давних времен какие-либо народные гуляния связывали с календарем и сезонными работами на поле или в хазяйстве
В эту игру забавлялись весной, оттого она и отошла в разряд Веснянок.
Самая известная сегодня игра – «Подоляночка». Дети становились в круг, а в центр та самая девочка-Подоляночка. Они пропевали такие строчки:
«Десь тут була Подоляночка,
Десь тут була Молодесенька.
Тут вона впала,
До землі припала.
Личко не вмивала,
Бо води не мала».
Главная героиня должна была ходить в круге, а потом присесть, показывая свое «немытое личико». Далее следовали строки:
«Устань, устань, Подоляночко.
Умий личко,
Як ту скляночку.
Візьмися у боки,
Покажи нам скоки.
Та біжи до гаю,
Бери дівча з краю!»
Девочка показывала, как она старательно умывается, а потом выбирала из ребят, что водили хоровод, девочку вместо себя