валентина шапошникова
Среднесрочный познавательный проект во второй младшей группе «Весна»
Актуальность
И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны знакомить наших детей с характерными особенностями природы, в том числе и весенней, расширять представления о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко, потеплело, появились первая травка и цветы
Проблема:
В настоящее время современные дети очень мало проводят времени на природе, они не гуляют в выходные дни, не ходят домой пешком, поэтому у них нет возможности наблюдать за происходящими весенними изменениями в природе. У детей не сформированы представления не только о первых цветах весны и о перелетных птицах, и их жизни в весенний период, но и о таянии снега и ручейках. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между погодными изменениями наступающего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Дети не могут рассказать о весне, о ее приметах, о труде взрослых, о изменениях в жизни животных с приходом весны.
Публикация «Среднесрочный познавательный проект во второй младшей группе „Весна“» размещена в разделах
Вид проекта : Среднесрочный.
Тип проекта : Познавательно - исследовательский.
Время реализации проекта : март 2016 года
Участники проекта : воспитатели, дети группы и их родители.
Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение,
коммуникативные навыки,
2. Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности, расширять представления о характерных особенностях весенней природы.
3. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования, представления о безопасном для природы поведении весной
4. Формировать потребность в чтении, как источнике новых знаний об окружающем, развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог, отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности.
5. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, и любознательность.
Ожидаемые результаты:
-пополнение знаний детей о весне, как о времени года,
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности,
- развитие связной речи, обогащение словаря,
- воспитание бережного отношения к природе и животному миру
-поднять уровень информированности и интереса родителей на тему «Весенняя пора».
Основные методы и формы реализации проекта
Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
Дидактические и с/р игры.
НОД, беседы.
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Использование и просмотр презентаций: «Весна», «Весна в лесу», «Перелетные птицы» (ноутбук)
Составление перспективного плана.
Продукт проектной деятельности :
Детские рисунки и аппликации на тему «Весна»;
Выставка книг по теме «Весна».
Цикл НОД на тему «Весна».
Фотовыставка «Весенние приметы».
Речевое развитие:
Продолжать работу над развитием связной речи.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, загадки о весне.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Художественное творчество:
• Формирование устойчивого интереса к рисованию, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Формировать навыки аккуратной работы
2 этап. Практический. (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением природных объектов). I
Беседы о приметах весны.
Наблюдения (за весенними природными явлениями)
Экспериментирование (с водой, ветром)
Презентация на весеннюю тематику
Слушание классической музыки
Художественно – творческая деятельность на весеннюю тематику (рисование, лепка, аппликация)
Чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, чистоговорок, пословиц, потешек.
Составление консультаций, памяток, рекомендаций для родителей.
Игровая деятельность.
Итоговое мероприятие.
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за состоянием погоды: за небом, за снегом, за деревьями, птицами, за явлениями природы, характерными для наступления весны. (сосульки, ледоход, прогалины).
Беседы: «Весенняя пора», «Деревья и кустарники весной», «Труд людей весной», «Лес весной», «Перелетные птицы», «Первые весенние цветы», «Для чего нужны скворечники», «Что такое ледоход».
Наблюдение и составление рассказа по темам «Как изменился участок детского сада», «Что я видел по дороге из детского сада?», «Где я видел весну».
Беседы: «Опасный лёд», «Ног не намочи – не становись в ручьи!», «Какие опасности таятся на улице весною».
Рассматривание иллюстраций о весне, перелетных птицах, насекомых
Цикл наблюдений за состоянием погоды: за небом, за снегом, за деревьями, птицами, за явлениями природы, характерными для наступления весны. (сосульки, ледоход, прогалины).
Цикл наблюдений: «Кто помогает деревьям расти?», «Почему разные почки на деревьях растений», «Елочка и березка весной», «Насекомые весной», «Птицы весной», «Жизнь людей весной»
Презентации: «Весна», «Весна в лесу», «Перелетные птицы», «Труд людей весной»
Экспериментирование: изучение трё х состояний воды: вода, снег, лёд, «Кораблики», «Соберем водичку», «Тень», «Солнечные зайчики»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы, стихотворений о весне.
Разучивание стихотворений:
«Ласточка» А. Н. Майков,
Отгадывание загадок.
Песенки, потешки «Травка муравка», «Заря заряница», «Иди весна, иди красна».
Л. Толстой «Пришла весна…»
Н. Сладков «Медведь и солнце»,
Скребицкий Г. «Весна в лесу»
Э. Шим «Ручей, сосулька и камень» .
Сказки: «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Снегурочка»
И. Ревю «Детская сказка о весне».
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Курица с цыплятами», «Пускаем кораблики».
Дидактические игры по развитию речи: «Приметы весны», «Весенняя поляна», «Времена года» «Когда это бывает?» «Разрезные картинки», «Цветик – семицветик», «Лото», «Чудесный мешочек», «Подбери действие», «Рассели животных по домам»
Театрализованная игра: «Заюшкина избушка»
Дидактические игры: «Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Чей малыш?», «Времена года», «Кто где живёт?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одень куклу», Лото «Времена года», «Когда это бывает?», «Кого разбудило солнышко?». «Назови дерево», «Назови птиц», «К дереву беги».
Художественно – эстетическое развитие
Продуктивная: Лепка: «Птичка», «Цветы».
Аппликации: «Весенний букет», «Скворечник».
Рисование «Веточка мимозы», ««Почки и листики».
Музыкально - художественная
Слушание: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна», Чайковский «Времена года», «Бабочка» муз Э. Грига, «Жаворонок» муз. М. Глинки
«Воробей» муз. А. Руббах, «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского
Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Пение: «Птичка» муз. М. Раухвергера, «Весенняя песенка».
Итоговое мероприятие: «Весенние забавы».
Физическое развитие
Физкультминутки: «Подснежники просыпаются», «Весна пришла», «В путь», «Весна» «Солнце светит на дорожку»
Пальчиковые игры:
«Весна», «Подснежник», «Росточек», «Кораблик», «Насекомые над лугом», «Ласточка», «Заботливое солнышко»
Игровая
Проведение подвижных игр на прогулке: «Птички в гнездышках», «Солнечные зайчики», «Пчелки», «У медведя во бору», «Через ручеек», «Кошка и цыплята», «Скворечники», «Солнышко и дождик», «Поймай комара», «К дереву беги»
Работа с родителями
Создание книги «Весенние сказки»
Папки-раскладушки «Весенние приметы», «Весенние прогулки»
Оформление буклетов «Расскажите детям о весне».
3 этап. Заключительный. (обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов) :
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
Насекомых, перелетных птиц и признаки весны.
Владеют обобщающими понятиями и называют различия по теме: «Времена года».
Составляют маленький рассказ по картине о весне, с помощью взрослого.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе, называют весенние приметы и явления.
Рассматривают сюжетные картинки.
Используют все части речи, простые нераспространенные предложения.
Отвечают на вопросы взрослого и участвуют в обсуждениях.
Проявляют бережное отношение к природе.
Проявляют интерес к наблюдению, сравнению и экспериментальной деятельности.
Значительное обогащение словаря.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Составила Шапошникова В. Ю. воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»