Инзиля Гималиева
Сравнительный анализ современных средств альтернативной коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Внедрение активных средств невербальной коммуникации для формирования социально значимых навыков общения детей со сложной структурой дефекта.
Задачи:
1. Изучать индивидуально-психофизические особенности детей.
2. Уточнить возможности и способности каждого ребёнка.
3. Создавать специальные педагогические условия для формирования навыков общения.
4. Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей с проблемами здоровья.
5. Проанализировать и обобщить результаты работы.
Публикация «Сравнительный анализ современных средств альтернативной коммуникации» размещена в разделах
Ожидаемые конечные результаты:
• уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей с ОВЗ;
• наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, окружающими людьми;
• возможности самореализации в процессе позитивного коммуникативного взаимодействия.
Нормативно правовая база:
1. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г;
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. ;
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
4. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г. ;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг. ;
7. Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
8. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
9. Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании»;
10. Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»;
11. Устав ГК ОУ «Котовская школа-интернат»;
12. Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;
13. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (редакция 2016г);
14. Требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
17. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). ОУ.
Актуальность
Дети с тяжёлыми нарушениями развития, не владеющие или частично владеющие речью, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям.
Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности, в частности и коммуникации, вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов.
Это делает актуальной проблему обучения и подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в окружающем их обществе.
Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребёнка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Ресурсы сопровождения проекта:
Интернет-ресурсы;
Педагогический опыт коллег;
Методические материалы;
Дидактические игры;
Систематизированные программы альтернативной коммуникации.
Продукты проектной деятельности:
• Подборки жестов;
• Знаки-символы;
• Карточки-пиктограммы;
• Схемы-алгоритмы действий;
• Программы сопровождения детей с ОВЗ;
• Папка индивидуального сопровождения, позволяющая отследить динамику развития ребенка.
Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён : они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Альтернативная коммуникация - способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.
Случаи, при которых используется альтернативная коммуникация :
• Нарушения слуха (язык жестов в среде глухих).
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия,
• апраксия).
• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
• Аутизм и эмоциональные проблемы (ограничвающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов).
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
• Приобретенные заболевания или травмы (в результате аварий, инсульта).
• Временные ограничения речевых возможностей (после операций гортани).
Система альтернативной коммуникации, позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться, используя карточки (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы).
Пиктограммы являются незаменимыми помощниками для «неговорящих» детей. С их помощью дети могут сообщить о своих потребностях («Хочу пить», «Хочу послушать музыку», «Хочу побыть один»). Пиктограммы помогают ребёнку соблюдать последовательность действий, например, в процессе одевания и раздевания.
С их помощью планируется распорядок учебного дня или недели, устанавливаются правила поведения в школе, дома, в общественных местах.
Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку.
Коммуникация без помощи вспомогательных устройств –это использование жестов, дактилирование, моргание глазами.
Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.
Возможно три варианта использования альтернативной коммуникации :
- как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание общаться;
- как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий).
Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Кроме этого, системы альтернативной коммуникации помогают в перспективе «неговорящим» детям перейти на речевое общение.
Как я использую карточки в своей работе?
Это могут быть коммуникативные доски, стол, где закрепляются изображения наиболее значимых для ребёнка предметов и видов деятельности, пиктограммы, визуально обозначающие часто используемые инструкции, а также карточки, обозначающие состояния ребёнка. Таким образом, используя эти пиктограммы, с одной стороны, мы можем подкрепить нашу речевую инструкцию символом и таким образом упростим её понимание ребёнком, с другой стороны, ребёнок сможет сообщить нам необходимую информацию, указывая на ту или иную карточку, а в дальнейшем при систематической работе выстраивать фразы с использованием нескольких карточек.
Например, карточка «Туалет», в дальнейшем ребенок может попроситься в туалет сам, карточка «Пить» и т. д.