Аймагуль Мирхайдарова
Сравнительное наблюдение за рыбами
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сравнительное наблюдение за рыбами.
Цель: Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т. д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами.
2. Дидактическая игра «Рыбная ловля».
Публикация «Сравнительное наблюдение за рыбами» размещена в разделах
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах буде т много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.
3. Опыт «Очистка грязной воды».
Цель: Дать детям представление об очистке воды.
Развивающая среда: Две банки с рыбками: вуалехвостом и карасем, 2 стакана с водой: один с чистой, другой с грязной; фильтр, пустой стакан.
Содержание
1. Воспитатель загадывает загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? (Рыбы, монетки - чешуя.) Предлагает детям посмотреть рыбок в аквариуме, вспомнить их названии.
Воспитатель: Сегодня нам принесли новую рыбку, посмотрим на нее, нравится ли она вам? Да рыбка очень красивая, называется она вуалехвостом. Мы рассмотрим вуалехвоста и сравним его с карасем, который вам у уже известен.
Вопросы:
1. Похожи или не похожи?
2. Чем отличаются друг от друга?
3. Какой формы тело у карася? (Овальное.) А у вуалехвоста?
(Тело округлое.)
4. Какого цвета чешуя у карася?
5. Везде ли чешуя одного цвета?
6. А у вуалехвоста окраска разная? (Одноцветная чистая.)
7. Какие плавники у карася? (Короткие.) А у вуалехвоста какие?
8. Какой плавник на хвосте у карася? А у вуалехвоста такой же? (Плавник у него не такой, он свисает вниз, он так и называется: свисающий.)
Что еще можно сказать о плавнике, какой он? (Прозрачный, очень красивый.) А теперь посмотрите на вуалехвоста, на карася и на других рыбок в аквариуме. Чем же они похожи? (Все рыбы имеют голову, туло-вище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры, все они живут и воде, в аквариуме.)
Воспитатель обращает внимание детей, что дышат рыбы жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. Плавают с помощью плавников. А хвост, как руль, помогает им поворачивать вправо, влево. Различаются рыбы, которые мечут икру, и рождающие мальков. Что мы делаем, чтобы рыбкам жилось у нас хорошо? (Чистим аквариум, доливаем свежую воду, даем корм. После этого выпускаем рыбок в аквариум,наблюдаем, кормим.)
2. Воспитатель спрашивает: «А где еще живут рыбки? (В водоемах.)
Предлагает рассказ:
Ваня и Коля пошли на рыбалку. Коля был хороший рыбак, но поймать крупную рыбу ему не удавалось. Свой улов ребята опускали в ведро с водой.
Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ре
там, поздоровался и попросил: «Ну-ка, похвалитесь уловом». Посмотрел
и сказал: «Такую мелочь не берут, её отпускают, чтобы подросла и
вила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду б уде г много рыбы. Надо, чтобы вода была ^
тая. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети делают так, чтобы мелочь могла уходить».
Закончив рассказ, воспитатель предлагает: «Давайте провер1 рошиели мы рыбаки».
Выбирают рыбок. 3 девочки – маленькие рыбки, 2-3 мальчика – большие; остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг рыбок. Это рыбаки. Когда мелкие рыбки подплывают, рыбаки поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную рыбу – мальчиков.
3. «Ребята, а помните, что сказал дядя Захар: чтобы было много рыбы, в реке вода должна быть чистой».
Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках, чем она отличается (в одном чистая, в другом грязная). В какой воде могут жить рыбы, раки, другие животные и растения, а в какой не могут?
Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощи фильтра, чтобы она опять стала чистой. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик, получая чистую воду. Воспитатель объясняет, что есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку