Коледина Наталья Юрьевна
Реализация инновационного педагогического опыта воспитателя «Азбука дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность характеристики опыта.
1. Актуальность и перспективность опыта
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Актуальность данной проблемы это обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность. Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного поведения на дорогах.
Публикация «Реализация инновационного педагогического опыта воспитателя „Азбука дорожного движения“» размещена в разделах
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Обучение дошкольников правильному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющихся знаний. Новизной этого проекта является комплексное использования элементов ранее известных и современных методик.
3. Теоретическая база.
-Программа «От рождения до школы» Т. И. Бабаева, З. И. Михайлова
-«Учим правила дорожного движения» С. В. Игнатова
-«Безопасность на дороге. Беседы с ребенком» В. А. Шипунова
-«Основы безопасного поведения у дошкольников» О. В. Чермашенцева
-«Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко
-«ПДД в детском саду» Н. В. Елжова
-«Дорожная азбука в детском саду» Е. Я. Хабибулина
4. Ведущая педагогическая идея
Важно в доступной форме разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте. Обучение протекает планомерно и весь материал усваивается крепко и надолго, именно тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
5. Оптимальность и эффективность средств
Работа должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Обучение детей правилам дорожного движения необходимо проводить в тесном контакте с родителями.
6. Результативность опыта
Систематическая работа с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения дают положительные результаты. Наши дети узнают и называют дорожные знаки, знают правила поведения на дорогах, переходят улицу по пешеходным переходам согласно сигналам светофора. Знают виды транспорта, правила его обхода, умеют правильно вести себя в общественном транспорте. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, анализируют ситуацию и делают соответствующие выводы. Во время прогулок и экскурсий дети могут двигаться колонной по обочине или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах и катания на санках. Проведенные диагностики показали хорошие результаты знаний моих воспитанников.
Информационно – познавательный проект «Азбука дорожного движения».
Автор проекта
Педагог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад с. Кашары
Коледина Наталья Юрьевна
Липецкая область Задонский район с. Кашары
Название проекта
«Азбука дорожного движения».
Тип проекта
Информационно - познавательный
Длительность
3 месяца
Участники проекта
Воспитатель Коледина Н. Ю.
Родители
Дети (возраст 5-7 лет)
Образовательная область
Познание. Социализация. Безопасность.
Гипотезы:
Повышение мотивации родителей и педагогов по работе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, будет успешным, если:
а) будет обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;
б) проведены диагностические исследования интеллектуального уровня детей;
в) проведена разъяснительная и консультативная работа с родителями;
д) будет повышена мотивация родителей и педагогов при работе с детьми по данному направлению работы.
Цели и задачи проекта
Цель:
формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. Задачи:
1. Усвоение детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.
2. Закрепление знаний о сигналах светофора.
3. Формирование потребности в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитать чувство ответственности за свои поступки.
4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Планируемые результаты
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Модель реализации проект
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
картотека подвижных игр по ПДД;
картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
анкетирование;
памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения
ПДД;
консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
1 этап: подготовительный
Создание технической базы. Изучение литературы по проектной деятельности Разработка занятий по правилам дорожного движения. Подготовка литературы, иллюстрированных книг, атрибутов для игр. Анкетирование родителей по данной проблеме. Диагностика знаний детей на начало проекта.
2 этап: основной. Организация работы над проектом.
Теоретическая часть:
1. Занятие: «Знакомство с правилами дорожного движения».
2. Занятие: «Дорожные знаки».
3. Занятие: «Правила для пешеходов и пассажиров».
4. Экскурсия по улице города.
5. Беседа: «Происхождение дорожных знаков».
6. Подвижная игра : «Перейди улицу».
7. Сюжетно – ролевая игра: «Мы – воители».
8. Консультация для родителей: «Берегите жизнь ребенка».
3 этап: «Заключительный».
1. Анкетирование родителей по изучению правил дорожного движения.
2. Участие детей в конкурсе рисунков «Дорожный калейдоскоп».
3. Проведение утренника «Азбука дорожного движения» с участием инспектора патрульной службы.
Прогнозируемый результат:
1. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дорогах;
2. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
3. Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.
Перспективный план работы проекта
Тема Программное содержание Интеграция
1. Беседа: «Знаки в жизни человека».
2. Занятие: «Знакомство с правилами дорожного движения».
3. Целевая прогулка по улице города.
4. Дидактическая игра «Наша улица».
Дать понятие о знаках и их значении в жизни человека. Учить детей различать дорожные знаки.
Познакомить детей с правилами для пешеходов и пассажиров. Закреплять понятия «водитель» и «пешеход». Формировать навыки осознанного поведения на улице.
Познакомить с понятиями «улица», «проезжая часть», «тротуар». Формировать навыки правостороннего движения по тротуару. Закреплять знания о местах, опасных для детских игр.
Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Учить различать дорожные знаки.
Социализация, коммуникация.
Социализация, коммуникация, безопасность.
Познание, коммуникация, безопасность.
Социализация, познание.
Тема Программное содержание Интеграция
1. Рассматривание картин «автомобильный светофор», «пешеходный светофор».
2. Экскурсия к светофору.
3. Конструирование из бумаги «Дорожные знаки».
4. Составление детьми рассказов «По дороге в детский сад».
Формировать представления детей о пешеходном и автомобильном светофоре. Закреплять знания о значении основных сигналов светофора. Вырабатывать навыки осознанного и безопасного поведения на дороге.
Учить переходить проезжую часть в соответствии с сигналами пешеходного светофора. Формировать представление о пешеходном переходе. Способствовать развитию скорости реакции и координации движений.
Учить изготавливать дорожные знаки, продумывать этапы работы, находить способы изготовления. Закреплять знания о дорожных знаках.
Закреплять знания детей о правилах поведения на улице. Развивать кругозор, логическое мышление, память и речь. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.
Познание, социализация, коммуникация.
Познание, социализация, безопасность.
Творчество, познание, труд.
Коммуникация, безопасность.
1. Занятие: «Правила для пешеходов и пассажиров».
2. Реши задачу (игровые ситуации на дороге).
3. Конкурс рисунков «Дорожный калейдоскоп».
4. Развлечение «Азбука дорожного движения».
Закреплять понятия «пассажир», «пассажирский транспорт». Познакомить с правилами обхода транспортных средств. Формировать культуру поведения в общественном месте.
Вырабатывать навык осознанного и безопасного поведения на дороге. Формировать умение правильного обхода различных транспортных средств. Развивать кругозор и логическое мышление.
Учить детей изображать различные виды транспорта, передавать их форму, строение, пропорции. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Закреплять знания о дорожных знаках.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения и создание радостного эмоционального настроения. Развивать речь, память, логическое мышление, умение ориентироваться в созданной ситуации. Воспитывать доброжелательность, умение работать в команде.
Социализация, безопасность, культура.
Коммуникация, безопасность, культура.
Творчество, труд.
Музыка, творчество, здоровье, безопасность.
Уровень знаний детей по ПДД.
Воспитатель Коледина Н. Ю.
начало проекта
№
Ф. И. ребёнка Знания об устройстве улицы Знания о транспортных средствах Знания о работе водителя и движении машин Знания о правилах дорожного движения, их соблюдении. Знания о работе светофора Знания о других средствах регулирования дорожного движения Знания о значении дорожных знаков
Что такое перекрёсток? Площадь? Проспект? Что такое улица? Для чего они нужны? Что такое транспорт? Для чего нужен транспорт?
Виды транспорта? Что такое двухстороннее движение? Зачем нужно двухстороннее движение? От чего зависит безопасность пешеходов и водителей? Какие вы знаете правила дорожного движения? Как надо переходить улицу? Какие вы знаете виды светофора? Для чего нужен светофор? Кто ещё может регули-ровать движение? Правила поведения в транспорте? Что такое дорожный знак? Для чего нужны дорожные знаки? Какие дорожные знаки вы знаете?
1 Гамидова Милана 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1
2 Горявин Тимур 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2
3 Григоров Тихон 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 0 1 0 1 0
4 Григорова Мария 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
5 Григорова Александра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
6 Дауров Николай 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
7 Торшин Семен 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2
8 Магомедкасумов Рустам 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2
9 Магомедкасумов Кирилл 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
10 Пикалов Саша 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
11 Сергеев Сергей 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0
12 Сергеева Даша 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1
13 Подосинников Федор 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 0 2 1 2 1 1 2
14 Подосинникова Вера 1 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1 2
Высокий уровень знаний - 2 средний уровень знаний - 1 низкий уровень знаний-0
Уровень знаний детей по ПДД.
конец проекта Воспитатель
Коледина Н. Ю.
№
Ф. И. ребёнка Знания об устройстве улицы Знания о транспортных средствах Знания о работе водителя и движении машин Знания о правилах дорожного движения, их соблюдении. Знания о работе светофора Знания о других средствах регулирования дорожного движения Знания о значении дорожных знаков
Что такое перекрёсток? Площадь? Проспект? Что такое улица? Для чего они нужны? Что такое транспорт? Для чего нужен транспорт?
Виды транспорта? Что такое двухстороннее движение? Зачем нужно двухстороннее движение? От чего зависит безопасность пешеходов и водителей? Какие вы знаете правила дорожного движения? Как надо переходить улицу? Какие вы знаете виды светофора? Для чего нужен светофор? Кто ещё может регули-ровать движение? Правила поведения в транспорте? Что такое дорожный знак? Для чего нужны дорожные знаки? Какие дорожные знаки вы знаете?
1 Гамидова Милана 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 Горявин Тимур 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
3 Григоров Тихон 2 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1
4 Григорова Мария 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
5 Григорова Александра 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2
6 Дауров Николай 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
7 Торшин Семен 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
8 Магомедкасумов Рустам 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
9 Магомедкасумов Кирилл 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
10 Пикалов Саша 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
11 Сергеев Сергей 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0
12 Сергеева Даша 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
13 Подосинников Федор 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
14 Подосинникова Вера 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1
Высокий уровень знаний - 2 средний уровень знаний - 1 низкий уровень знаний-0
Диаграмма на начало и коней проекта знаний детей по ПДД.