Татьяна Еремеева
Отчет «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Состояние воспитательно - образовательной работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
детей в различных формах и видах детской деятельности»
На основании годового плана МБДОУ и приказа № 94 от 01 ноября 2019г. с 01 ноября по 14 ноября 2019 года была проведена тематическая проверка.
Публикация «Отчет „Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей.
Сроки проверки: с 01 ноября по 14 ноября 2019 года.
Вид контроля: тематический.
Кто проверяется: воспитатели всех возрастных групп и учитель — логопед.
Вопросы контроля:
1. Планирование работы по развитию речи в течение дня во всех возрастных группах.
2. Организация и содержание игровых и книжных уголков во всех возрастных группах.
3. Организация индивидуальной коррекционной работы учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Содержание информации для родителей по развитию речи детей.
Формы и методы контроля :
1. Проверка календарных планов воспитательно - образовательной работы воспитателей.
2. Проверка содержания игровых и книжных уголков во всех возрастных группах, наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
3. Система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;
4. Организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
5. анкетирование родителей по актуальным вопросам коммуникативного развития дошкольников.
При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
В ходе проверки было выявлено следующее: тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.
Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).
Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье.
Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего разговаривают в беседах группы детей с воспитателем.
Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал : дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи.
В общении воспитателей с детьми преобладает доброжелательный, спокойный тон. Воспитатели внимательны к вопросам детей, в совершенстве владеют речевым этикетом, подавая положительный пример детям. При беседе с детьми воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и жестах.
Проверка календарных планов воспитательно - образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показала, что планирование работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности ведётся постоянно. Воспитатели планируют следующие формы работы : непосредственно организованную образовательную деятельность, дидактические и словесные игры, беседы, заучивание стихотворений, песенок, скороговорок, чистоговорок. Все формы работы по развитию речи детей планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями. Большое внимание уделяется артикуляционной и пальчиковой гимнастике. Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.
Однако в планах недостаточно отражается индивидуальная работа по развитию речи, формированию словаря, звуковой культуры речи, не указываются фамилии, имена детей.
В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей : сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей, имеется достаточное количество дидактических, настольно-печатных игр, имеются игры на развитие лексики, связной речи, картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; в уголках театрализации подобраны атрибуты и маски для постановок сказок; есть пособия для развития мелкой моторики рук : прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
Отсутствуют картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы;
Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи :
1- работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом;
2- ООД по развитию речи;
педагоги активно применяют различные приемы развития речи :
- опора на реальные объекты,
- опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую, опора на иллюстрации, на словесные образцы.
Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др., организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных объектах, активно применяются словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модули.
В период тематической проверки проведен взаимопросмотр занятий по развитию речи во всех возрастных группах всеми воспитателями.
Цель просмотра занятий заключалась в изучении уровня развития речи детей, методы и приемы, используемые воспитателями в работе, владение речью самими педагогами.
Все занятия построены методически правильно. Речь педагогов четкая, эмоциональная. Все моменты занятий логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятиях интегрированы моменты из других образовательных областей. Широко используются наглядный, словесный, практические методы. На занятиях в младшей -средней и старшей-подготовительной группах использованы икт –технологии.
На занятиях со средним и старшим возрастом использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, способствующие эффективности усвоения и запоминания нового материала.
Однако следует отметить, что у детей недостаточно развит словарь, воспитателям следует обратить внимание на активизацию словаря детей, формированию грамматического строя речи, формированию связной речи воспитанников, следует побуждать каждого воспитанника отвечать полными ответами путем наводящих вопросов.
В старше - подготовительной группе прошло занятие по различению звуков «Ч» и «Щ». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, формированию звуковой культуры речи. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: рассказ, повторение, работа с картинками, загадки, вопрос-ответ, заучивание чистоговорки, нахождение звука в слове. Воспитатель А. Ю. Салекова тщательно подготовилась к занятию, организовала показ презентации. Дети на занятии были активны, внимательны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. В ходе занятия не было четкого разграничения между понятиями «звук» и «буква», дети не всегда правильно называли звуки. Педагог не обращала внимание на посадку и осанку детей.
Рекомендации: Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия; дать детям четкое разграничение понятий «звук» и «буква».
Вторым педагогом Адиятовой Г. Х. было проведено занятие в той же группе на тему: «Сказка Царевна – лягушка». Занятие было направлено на обогащение словаря детей, развитие связной речи, умение пересказывать. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: рассказ, повторение, работа с картинками, загадки, вопрос-ответ, Воспитатель тщательно подготовилась к занятию, организовала показ презентации по сказке. Дети рассказывали с опорой на картинку. Был использован игровой метод: «назови ласково» на преобразование слов. Ребята были активны, внимательны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. В ходе занятия было использовано много различных гимнастик. В некоторых вопросах к детям не прослеживалось конкретики, поэтому ответы были неточными.
Рекомендации: Рациональнее использовать время занятия, продумывать вопросы, задаваемые детям, предполагая возможные ответы.
В младшей - средней группе прошло занятие по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо?». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, воспитание культуры общения, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: рассказ, рассматривание картин, художественное слово.
Дети свободно пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей, выслушивают рассказы других детей. У многих детей имеются нарушение звуковой культуры речи (шипящих и свистящих звуков). Дети на занятии были слишком активны, рассказывали, перебивая друг друга, нарушая дисциплину. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений.
Рекомендации: воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации заинтересованности малоактивных детей, уметь сдерживать гиперактивных детей, чтобы не нарушать дисциплину во время занятия.
Ахметзянова Л. Х. в этой же группе провела занятие «Катя нашла котенка». Занятие было направлено на развитие речи детей, умение слушать без показа. По времени занятие чуть затянуто, но дети были активны и не чувствовалось усталости, динамическая пауза своевременна. Пассивный словарь детей хорошо развит, дети называют всех животных путем звукоподражаний, знают части тела котенка, активно работают во время динамической паузы. Активный словарь некоторых детей тоже богат, несмотря на ранний возраст (1,5-2 года). Педагог использовала артикуляционную гимнастику в начале занятия в игровой форме, использовала много хоровых повторов, заинтересовала детей, помогла проявить интерес к совместной деятельности, малыши выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.
Рекомендации: контролировать ход занятия, укладываясь в необходимый промежуток времени.
В ходе проверки проанализирована работа с родителями. Анализ материалов родительских уголков показал, что не во всех группах имеются консультации для родителей по развитию речи детей. Не проводятся практические семинары с родителями, не обсуждаются вопросы развития речи на родительских собраниях в младших группах.
В анкетировании по вопросам развития коммуникативной компетентности дошкольников приняли участие 7 семей старшей - подготовительной группы, 3 семьи из группы раннего возраста, 12 семей из младшей- средней группы. Родителям было предложено 10 вопросов по теме общения с детьми и развития речи дошкольников.
1. 78% родителей считают, что развитием речи ребенка должны заниматься и родители, и детский сад, 22% считают, что развитие речи детей – только обязанность родителей.
2. Всего один из опрошенных ответил, что дома с ребенком занимается папа. Все остальные занимаются с мамами.
3. 40 % респондентов знают, чем занимаются дети на занятиях по развитию речи. 60% - не знают.
4. 59% родителей считают, что речь их ребенка достаточно развита. 41% считают, что речь ребенка развита частично.
5. 95% родителей читают книги своим детям. Домашние библиотеки не очень богаты: 18 % имеют более 50 книг, 13% -более 10 книг, порядка 70 % имеют в библиотеке менее десятка книг.
6. 54% родителей не имеют дома никаких игр на развитие речи.
7. 95% родителей проводят со своими детьми работу по развитию речи, путем заучивания стихов, проговаривания правильной версии сложных слов и словосочетаний, скороговорок, пересказывания и т. д.
8. 18% респондентов считают, что речь их детей не совсем понятна окружающим.
9. Всего лишь двое родителей ответили, что недостаточно времени уделяют развитию речи своих детей, и двое считают, что занимаются недостаточно.
Результаты анкетирования показали, что не все родители заинтересованы в развитии речи детей : важным моментом считают общение с детьми и воспитание культуры общения, однако нуждаются в профессиональной поддержке специалистов ДО. Многие родители не знают, чем занимаются дети на занятиях в ДОУ. Необходимо обратить внимание педагогов на данную проблему.
По результатам тематической проверки можно сделать следующие выводы: проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для речевой деятельности детей. Однако, необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использования в практике работы воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Анализ планирования в старшей и подготовительной группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер кратковременной игры. Мало планируется игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игр-драматизаций, режиссерских игр, игры-фантазии.
В планах по работе с семьями воспитанников необходимо запланировать беседы, выставки специальной литературы, журналов по речевому развитию детей.
Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в Детском саду № 3 соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала. Необходимо все занятия строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей. А. С. Макаренко говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, которые овладели методикой игры. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии, стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.
Рекомендации:
1. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам, посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;
активизировать формы работы по приобщению детей к чтению : организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание «Книжкиной больницы», книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов, проведение речедвигательной гимнастики «Шаг к слову» с использованием степов.
(стр. 55-56 №12\2011г. ж. «Ст. воспитатель».
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры.
Рекомендовать данные игры и упражнения родителям (стр. 27-28 №1/2011г, стр. 44-51 №12г. \2011г. ж. «Ст. восп-ль»)
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
3. Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
4. Учителю – логопеду организовывать и проводить практикумы для воспитателей ежеквартально.
Ответственный: учитель-логопед Баширова Э. Ф.
Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи во всех возрастных группах.
Срок: постоянно.
5. Необходимо уделить особое внимание зонированию сюжетно - ролевых игр, таких как магазин, банк, аптека и т. д., пополнить их игровым материалом.
Срок: до 10.01. 2020.
6. Всем группам пополнить дидактические игры на развитие речи, сюжетные картинки разного размера, иллюстрации А3
Срок: до 10.01.2020г.
7. Всем воспитателям сдать на проверку картотеку словесных игр (не менее 10 в каждой возрастной группе).
Срок: до 20.12. 2019г
Составила : старший воспитатель Еремеева Т. Л.