Елена Петрова
Справка о результатах тематического контроля
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с годовым планом, графиком контроля, приказом №158 от 22.11.2021г., с целью анализа условий организации развивающей предметно–пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в детском саду с 22 ноября по 26 ноября 2021 года была проведена тематическая проверка «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».
комиссией в составе 4-х человек:
Публикация «Справка о результатах тематического контроля» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Деятельность педагогов основана на рекомендациях ООП ДО, составленной на основе примерной ОООП ДО «Радуга», под редакцией Е. В. Соловьевой.
Проверка показала:
1. Анализ документации в каждой группе
В образовательные учреждения ввелись государственные стандарты, и документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС является необходимым звеном работы.
В каждой возрастной группе есть рабочая программа. В ней отражены основные направления воспитательно – образовательной работы с детьми определенного возраста. Комплексно – тематическое планирование построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи, но и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы в каждой группе есть календарный план. Описана ежедневная работа, проводимая в течение дня. Сетка занятий помогает педагогу систематизировать работу с детьми. Педагогическая диагностика позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе различных видов деятельности.
Табель посещаемости необходим для ежедневного фиксирования пребывания детей в группе. Индивидуальные сведения о детях и родителях заносятся в тетрадь, в которой есть индивидуальные сведения о детях родителях, телефоны, адрес проживания, место работы, дата рождения ребенка.
Схема посадки детей используется для контроля ростовки и размера мебели. Режим дня на теплый и холодный период времени необходим для рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
2. Анализ рппс в группах «Развитие игровой деятельности»
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
Физкультурный уголок предназначен для развития двигательной активности детей. Оснащение: дидактические игры; схемы, иллюстрации на тему здоровья; кольцеброс; картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; картотеки гимнастики, спортивный инвентарь.
Уголок конструирования оснащен моделями, схемами, картинками различных построек. Есть в наличии разные наборы конструкторов.
Игровые уголки «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» созданы для развития игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры.
В каждой группе есть уголок книги с детскими книгами по программе, любимые книги детей, сезонная литература, тематические альбомы, портреты детских писателей, книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки.
Уголок природы призван стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам, воспитывать бережное отношение к природе. Оснащен уголок дидактическими играми, альбомами, подборками стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе. Есть рисунки о природе и поделки детей из природного материала; календарь природы.
Уголок творчества развивает у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закрепляет умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации.
Патриотический уголок расширяет представления детей о родном крае; формирует патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Уголок «Безопасности» формирует у детей представление о безопасном поведении в окружающем мире, знакомит с правилами дорожной и пожарной безопасности. Театральный оснащен театральными ширмами, персонажами-игрушками, костюмами, масками.
Уголок познавательного развития развивает познавательный интерес и математические способности у детей, расширяет и активизирует словарный запас детей. Музыкальный уголок оснащен детскими музыкальными инструментами. Оборудование меняется в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляются дидактические игры, сделанные своими руками.
3. Анализ рппс «Двигательная активность детей»
При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.
В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт.
Для того чтобы каждый ребенок в этом возрасте проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования. Игрушки-качалки, мягкие и твердые мячи разных размеров, горки для ходьбы и т. п. Так же должны быть маски для подвижных игр (кот, заяц, лиса, медведь, волк, курочка, петушок).
Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами, спортивными модулями).
Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями (мячи, скакалки, кольцеброс, мешочки, конусы, обручи, канат).Спортивный уголок дополняется красочными познавательными альбомами, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с различными видами спорта.
Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.
Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Также в физкультурном уголке расположены схемы проведения игр с правилами.
Есть выдвижные уголки с баскетбольными щитами, пособия (мячи, скакалки, кольцеброс, мешочки, конусы, обручи, канат).
4. Анализ рппс в группах «Развитие речи»
Игровой материал доступен для ребенка. В младших группах, и средней группе есть картинки для рассматривания, каталог игр. Подобраны художественные произведения по программе, словесные дидактические игры, чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. Подобраны картинки с изображением характерных особенностей времен года, предметами домашнего обихода, деталями предметов, с изображением труда взрослых, с изображением размера, цвета, качества предметов, с изображением действий.
В старших группах есть каталог игр по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; игр на развитие фонематического слуха.
Подобраны художественные произведения по программе. словесные дидактические игры, предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
Есть картинки с изображением явлений природы, с изображением профессий, с основными частями транспорта, с изображением техники специального назначения, с четко выраженными признаками предметов, с изображением действий.
Создана подборка картинок с изображением синонимов, с изображением животных во множественном числе, с изображением предметов во множественном числе, с изображением несклоняемых существительных.
5. Анализ рппс в группах «Экологическое воспитание»
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые объекты живой природы (растения). Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты. Уголок органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, безопасны. Нет в в уголках природы ядовитых и колючих растения. Обязательно наличие средств ухода за растениями. На цветах есть таблички с названием.
Уже с младшей группы детей нужно привлекать к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства. Кроме этого, в уголке природы в каждой группе есть муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
Материал для труда: фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями.
Оборудование для экспериментов: формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком.
Для игр с водой используются пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок есть природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
6. Анализ рппс в группах по РЭМП.
В группах созданы все условия для сенсорного, математического развития детей. Дидактический материал по математике, используемый в повседневных играх, безвреден для здоровья и отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактические игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию детей. Предметы обстановки групповых помещений подобраны таким образом, что они отражают многообразие цвета, форм, материалов. Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах имеются уголки занимательной математики – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами. В младшей группе – это сенсорный домик. В средней возрастной группе в оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике. В старшей группе используются обычные предметы детской мебели: яркие современные полочки, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.
Развивающая среда в группах способствует развитию познавательных интересов ребенка. Подобная организация пространства и материала по математике позволяет детям выбирать интересные для себя занятия и игры. А педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс по математике с учетом индивидуальных особенностей детей.
Выводы: Таким образом, окружающая среда позволяет детям выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.
Предложения и рекомендации:
1. Отметить хорошую организацию работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
2. Педагогам всех возрастных групп дополнить центры сюжетно - ролевых игр набором фигурок семьи, людей разных профессий, маркерами игрового пространства.
3. Старшему воспитателю провести практический семинар по организации и оснащению центров безопасности.
4. Педагогам всех возрастных групп разместить детскую литературу по сезонности и тематическому планированию недели. Дополнять книжный уголок энциклопедиями, портретами писателей, художников-иллюстраторов педагогам всех возрастных групп.
5. Дополнить уголки конструирования демонстрационным материалом и схемами построек педагогам младших, подготовительной группы
6. Продолжать работу по обновлению и обогащению предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО, обеспечить интегрированный подход к организации развивающих центров активности детей.