Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
• метод “задачной формы организации учебно-воспитательного процесса” — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых способов ее решения;
• метод “деловой игры” - при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
• метод развития интуиции (игры “Почувствуй состояние другого”, “Кто стоит за дверью”, “Холодно-горячо”, “В какой руке?” и т. д.);
• метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
Темочки:
3. Способы поддержки развития организаторских способностей :
• метод “творческого выполнения задач”;
• метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
• метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
• метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
4. Способы поддержки развития коммуникативных способностей :
• метод “создания воспитывающих ситуаций” - ситуаций свободного выбора поведения;
• метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - “активное слушание”, “прием на работу”, тренинг по этикету, “Кораблекрушение”, “Необитаемый остров” и т. д.)
• метод творческого поиска.
VII. Способы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
• метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т. д.);
• метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
• метод “предоставления дополнительных полномочий”;
• метод критики;
• метод “ролевой игры” (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
• метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
• метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
• метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т. д.);
• метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
• метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
• метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами;
• метод самоконтроля;
• метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.
Способы педагогической поддержки воспитанников
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
• способ радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержки физического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции - творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способы укрепления чувства ответственности:
• метод доверия - развивается вера в свои силы;
• метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
3. Способы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод напоминания;
• метод “сомнения” - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
• метод наблюдения;
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей :
• метод “мозгового штурма” - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;