татьяна курилова
Спортизация физического воспитания: «за» и «против» (программа «Играйте на здоровье»)
▼ Скачать + Заказать документы
Тенденции современного этапа модернизации государственной политики в области экономического и социального развития российского общества не могли не отразиться на изменениях в системе образования подрастающего поколения, в том числе, детей дошкольного возраста.
Уже никого не шокируют сведения о постоянном снижении уровня здоровья и физической подготовленности детей в дошкольном возрасте
Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А. Ноткина, 1980; Ю. К. Чернышенко, 1999, свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.
Публикация «Спортизация физического воспитания: „за“ и „против“ (программа „Играйте на здоровье“)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Игры для детей
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
По данным М. Руновой (2000, двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось:
60% детей имеют функциональные отклонения
35-40%-хронические заболевания. ].
Как считают ученые и специалисты обусловлено это прежде всего экологическими факторами, не эффективным медицинским обслуживанием населения, низким уровнем жизни населения, финансовым кризисом, как в экономике страны, так и в системе образования, недостаток высококвалифицированных кадров в дошкольных организациях и недостаточным количеством целесообразных методик и технологий физкультурного воспитания детей.
Одним из эффективных путей оптимизации физического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации является его спортизация, которая направлена на активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе.
Если обратиться к работам Л. И. Лубышевой, посвященных спортизации, то можно отметить, что спортизация не только позволяет повысить уровень физической подготовленности детей и улучшить состояние их здоровья, но и способствует приобщению детей к ценностям спортивной культуры, повышению степени образованности и компетентности в сфере спорта, формированию спортивного стиля жизни.
На основе содержательной многолетней экспериментальной работы дошкольных учреждений Белгородчины, под руководством доктора педагогических наук, профессора Волошиной Л. Н. создана спортизированная программа и технология "Играйте на здоровье". Ее методологической основой является исходный принцип отечественной педагогики и психологии, согласно которому игра является ведущим видом деятельности дошкольника, что соответствует требованиям ФГОС.
Программа и технология "Играйте на здоровье" направлена на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях : на занятиях по физической культуре; физкультурно-массовых мероприятиях, спортивных секциях. (На занятиях физической культурой происходит обучение элементам спортивных игр, организуются соревнования и тренировки; в процессе физкультурно-массовых мероприятий проводятся спортивные развлечения, малые Олимпийские игры, дни здоровья и спортивные праздники; спортивная секция по баскетболу)
В качестве основных задач спортизации физического воспитания детей в программе определены следующие:
- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- содействие развитию двигательных способностей;
- формирование теоретических знаний в области спортивных игр;
- воспитание положительных морально-волевых качеств;
- формирование привычек здорового образа жизни
Руководствуясь принципом взаимосвязи деятельностей в процессе обучения, мы обеспечили единство целей, задач, организационных форм, средств и методов обучения и содержания программы. Программа представляет собой структурно-функциональную модель поэтапного обучения играм с элементами спорта, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.
Впервые на основе диагностики, с учетом природно-климатических условий средней полосы России разработана система обучения элементам спортивных игр, в основу которой положено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет, наряду с перечнем двигательных действий в определенном объеме приводятся знания о спортивных играх и упражнениях.
Структурно-функциональная модель программы
Структурно-функциональная модель программы представлена в схеме
ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО РАЗДЕЛУ
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Старшая группа
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Подготовительная группа
УСЛОВИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
С О Д Е Р Ж А Н И Е О Б У Ч Е Н И Я
ОФП и СФП МОРАЛЬНО – ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е
П О В Т О Р Н А Я Д И А Г Н О С Т И К А
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Каждый раздел программы начинается с диагностики (оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых в обучении результатов).
Недостаточная эффективность реализации поставленных в современных программах задач по обучению дошкольников играм с элементами спорта объясняется отсутствием процессуальных блоков, обусловливающих их решение.
Поэтому в содержание обучения мы выделили блоки ОФП и СФП, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ, МОРАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Параллельно с разработкой и апробацией программы мы готовили и методические рекомендации по ее осуществлению.
Программа и методические рекомендации определяют основные направления двигательного развития ребенка: в них включен перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации каждого раздела программы; определены состав и характеристика практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей 3-7 лет, методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей ребенка. Безусловно, данный перечень может быть изменен, дополнен, однако, по нашему мнению, он, достаточно полно отражает уровень физического развития, необходимый и доступный для детей.
Структурно-функциональная модель программы «Играйте на здоровье», разработанная для детей старшего дошкольного возраста может быть использована и в младших группах. Однако в содержании обучения младших дошкольников не целесообразно выделять блоки ОФП, СФП, теоретической, технико-тактической и морально-волевой подготовки, так как сама структура спортивных игр в этом возрасте не изучается. Содержание обучения младших дошкольников строится на адаптированных играх с элементами спорта.
Программа состоит из 8 разделов с указанием примерных сроков их реализации:
1. Футбол
2. Теннис
3. Хоккей
4. Санки
5. Лыжи
6. Городки
7. Баскетбол
8. Бадминтон
В программе предложены задания, тесты для оценки уровня физической подготовленности по каждому виду спортивных игр и упражнений. Контрольные нормативы не предлагаются, т. к. позиция авторов программы заключается в том, чтобы оценивать результаты деятельности ребенка в сравнении с его собственными достижениями. Если есть улучшение результатов - значит, программа реализуется эффективно.
В каждый из 8 разделов программы и методических рекомендаций включен блок "Теоретическая подготовка", в котором определяются темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне, а именно: история возникновения игр, национальное отношение к играм с элементами спорта, достижения и успехи России, местных спортсменов в данной области спорта. Включается познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку, почему игра называется так или иначе, из каких материалов изготовлен инвентарь для игр? Планируют беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах.
Занятия по программе проводятся как на открытом воздухе, так и в спортивном зале в игровой форме 2-3 раза в неделю в соответствии с графиком, планом и погодными условиями. Каждый педагог из предложенного многообразия заданий может выбрать задания, адекватные потенциальным возможностям детей.
Наличие перспективного плана по каждому разделу программы «Играйте на здоровье» и по каждой возрастной группе обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия.
На наш взгляд, очень важно побудить детей к ежедневному, самостоятельному использованию разученных игр и игровых упражнений.
В качестве параметров успешности реализации спортизированной программы и технологии "Играйте на здоровье" кроме актуализации достижений, знаний и опыта в освоении игр с элементами спорта мы можем отметить положительную динамику двигательного развития детей
Ежегодный мониторинг уровня физической подготовленности воспитанников детского сада свидетельствует о положительной динамике качественных и количественных показателей двигательных умений и навыков. Полученные при тестировании данные развития физических качеств в сравнении с параметрами предложенными программой «Истоки»/ Т. И. Арнаутова, Т. В. Антонова и др., научный редактор Л. А. Парамонова и др. / показали, что данные теста бег на 10 м с хода у 92,1 % детей соответствует норме, бросок набивного мяча у 98,9%, подбрасывание мяча у 94,3%, прыжок в длину с места у 89,5% детей.
Согласно шкале оценок темпов прироста двигательных способностей детей дошкольного возраста мы имеем все показатели выше 15% уровня, что соответствует оценке «отлично» и свидетельствует об эффективном использовании физических упражнений (в данном случае – игр с элементами спорта, а также целенаправленной системы физического воспитания в ДОУ.
Для оценки темпов прироста показателей тестирования нами была использовании формула, предложенная доктором педагогических наук В. И. Усаковым
W = 100 (V2 – V1)
(V1 + V2,
где W – прирост показателей в %;
V1 – исходный уровень;
V2 – конечный уровень.
Таким образом, анализ результатов тестирования позволяет нам положительно оценить динамику развития двигательных способностей детей, отметить комплексное воздействие спортизированной программы на развитие координационных, скоростно-силовых способностей, выносливости.
Прогнозируя критерии успешности программы, мы учли и факторы риска, к которым отнесли:
- проблемы с эмоциональным благополучием детей в ситуации неуспеха, а они могут возникнуть в играх с элементами соревнования;
- высокие психические нагрузки, связанные с усвоением сложнокоординированных действий в игровых ситуациях;
- высокую травмоопасность отдельных игр с элементами спорта, где есть соприкосновение игроков;
- определение оптимальности физических нагрузок, так как гиперкинезия может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы;
- условия сочетания предложенной системы коллективных игр и индивидуальности ребенка.
Ниже приводим ряд рекомендаций, как нейтрализовать факторы риска.
В целом у нас есть основание считать, что программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемый материал учитывает особенность психомоторного развития старших дошкольников, реальный уровень их физической подготовленности. С учетом сил и интересов ребенка педагогом для выбора и творческого использования предлагаются разнообразные игры с элементами спорта. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Обогащение двигательного опыта детей элементами спортивных игр создает условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности. Систематическое использование игр с элементами спорта на прогулке поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни.
На основании вышеизложенного мы можем представить программу как целостную теоретико - методологическую систему, основанную на личностно - деятельном подходе, направленную на гармоническое развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Таким образом, спортизация физического воспитания через организацию системы обучения элементам спортивных игр, в основу которой положено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет, двигательных действий, формирование знаний в области спортивных игр и упражнений позволяет оптимизировать процесс формирования спортивной культуры личности ребенка на ранних возрастных этапах.