Надежда Алексеевна
Сценарий спортивного праздника, как средство воспитания здорового ребенка-дошкольника «Береги здоровье смолоду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, крепкими - задачи каждого дошкольного учреждения.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Публикация «Сценарий спортивного праздника, как средство воспитания здорового ребенка-дошкольника „Береги здоровье смолоду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сложившаяся социально- экономическая обстановка в нашей стране очень сильно изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством физкультурных праздников.
Спортивный праздник нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Ребенок ХХI века, по мнению академика Н. А. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки.
Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка спортивный праздник - это целое событие в его жизни.
В последнее время в системе физического воспитания ребенка-дошкольника прочное место заняли спортивные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.
Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений доказала значимость спортивного праздника в активном приобщении каждого ребенка старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Изучив методику физического воспитания дошкольников по этому вопросу, мне помогли книги под редакцией Осокиной Т. И., Тимофеевой Е. А., Ермак Н. Н., Васюковой В. И. познакомилась с новыми программами “Здоровье”, “Система”, “Старт”, “Азбука здоровья” и проанализировала, что нового предлагают они по интересующей меня теме.
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Спортивные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.
Спортивные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к сверстникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и развитию детей.
Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей старшего дошкольного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.
К празднику готовится весь коллектив дошкольного учреждения, составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей. Создавая сценарии, можно обратиться к практическому опыту разных авторов: Шмакова С. А., Яковлева В. Г., Кедрина Т. Я., Афанасьева С. П., Козак О. Н., Щербак А. Н.
Во время спортивных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях, дети развиваются физически. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в подвижных играх, проявляя такие качества, как быстрота, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве и другие полезные качества и способности.
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание спортивной и красивой музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует жизнь детей. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок для украшения спортивной площадки и гимнастического зала, расчистке катка, прокладыванию лыжни, разметке беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовке костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания; соответствующие их возрасту. В следствии такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи социально-коммуникативного и физического развития детей. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему миру, понимание идейной направленности спортивного праздника определенной тематики.
Праздники помогают донести до сознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни, воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Ребята приобщаются к идее о том, что счастливое детство возможно лишь при условии сохранения мира на Земле.
Спортивные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в спортивных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.
Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность взрослых - сотрудников дошкольного учреждения, родителей, представителей шефствующих предприятий и спортивных организаций, их совместное участие в подготовке и программе праздника (веселых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т. п.).
Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских спортивных праздниках содействует пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями детей по физическому воспитанию. Кроме того, спортивные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.