Приложение МААМ

Специфика работы учителя-дефектолога с обучающимися с комплексными нарушениями развития

Ракина Ирина Владимировна
Специфика работы учителя-дефектолога с обучающимися с комплексными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы

Ракина И. В. ,

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: статья отражает проблемы образования и воспитания обучающихся с комплексными нарушениями развития, а так же пути коррекционной работы.

Ключевые слова: дети с комплексными нарушениями развития, дети с умеренной умственной отсталостью, коррекционно-развивающая работа.

Rakina I.V.

Bunin Yelets State University

Публикация «Специфика работы учителя-дефектолога с обучающимися с комплексными нарушениями развития» размещена в разделах

THE SPECIFICS OF THE WORK OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST WITH STUDENTS WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS

Annotation : the article reflects the problems of education and upbringing of schoolchildren with mental retardation, as well as the ways of correctional work.

Keywords : children with mental retardation, correctional and developmental work.

На сегодняшний день актуальным является вопрос о коррекционной помощи детям, имеющие комплексные нарушениями развития. Этот вопрос всегда является значительным в специальных школах. С введением нового федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость осуществить такие условия образования, при которых формировались необходимые жизненные компетенции у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Особенностью этих детей являются: незрелость мыслительных процессов, низкую познавательную деятельность, которая проявляет себя во всех видах деятельности. Это выражается в специфики развития восприятия, при котором дети с ограниченными возможностями здоровья не могут полностью исследовать предмет, видят его фрагментарно, не выделяя при этом главных частей. Все виды памяти имеют свои особенности, выражено страдает речеслуховая. Внимание у таких детей неустойчиво, рассеяно, работоспособность низкая, концентрация, устойчивость, переключение отмечаются на низком уровне. У таких детей бедный запас знаний об окружающем мире, о предметах и явлениях. Имеющиеся представления зачастую являются ошибочными. Также отмечается своеобразие речевого развития детей. Проявляется это в нарушении звукопроизношения, бедности как активного, так и пассивного словаря, нарушении лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонематического восприятия. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в пространственно- временной ориентировке. Физические ограничения у большинства детей данной категории затрудняют координацию общей моторики. Принимая во внимание степень тяжести психофизического нарушения ребёнка, индивидуально-личностные особенности, необходимым становится создание коррекционно-педагогических условий, которые будут направлены на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях и навыков, что в свою очередь будет способствовать социализации, адаптации и интеграции детей с комплексными нарушениями развития. Такую необходимую помощь способны оказать специалисты, имеющие дефектологическое образование, которые разрабатывают и реализуют дефектологическую программу в рамках коррекционной школы. Основная роль отводится именно коррекционно-развивающим занятиям проводимые учителем дефектологом. В соответствии с целями и задачами, основными направлениями работы учителя-дефектолога являются :

Диагностическое: определение уровня актуального, а также «зоны ближайшего» развития, для определения коррекционного маршрута, наблюдение развития ребёнка в течение учебного года. Распределение класса на подгруппы по общему нарушению. Диагностика необходима для определённых условий обучения;

Коррекционное: преодоление и сглаживание отклонений в развитии. Формирование высших психических функций. Ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Развитие мелкой и общей моторики. Графомоторных навыков. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений;

Аналитическое: обработка результатов освоения программ коррекционно-развивающих занятий;

Консультативно-просветительское и профилактическое: оказание необходимой помощи педагогам и родителям в организации обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития;

Работа с родителями. Родителям, чьи дети развиваются на фоне умеренной умственной отсталости, очень важна наша поддержка и квалифицированная помощь. Для этого мы оказываем консультативную помощь по вопросам образования и воспитания детей. Психологически им помогаем и настраиваем на позитивный лад, рассказывая об успехах их ребёнка, пусть и минимальных [1].

Коррекционная-развивающая работа активизирует компенсаторные процессы развития детей и позволяет формировать у них новые положительные качества. Работая учителем-дефектологом в МБОУ «Школа № 19» г. Ельца, хотелось бы поделиться своим опытом коррекционной работы с нашими учащимися. Перед учителем-дефектологом встаёт вопрос. Как организовать занятие, какие игры и упражнения использовать, какие технологии. Всё зависит от поставленных цели и задач. А именно, какой мыслительный процесс необходимо в большей степени коррегировать и развивать : зрительный, тактильный, слуховой, двигательный. Естественно, что все эти процессы будут задействованы в занятии, но всё же, какой-то из них должен будет работать больше остальных, именно его мы и будем корректировать. При проведении коррекционных занятий необходимо помнить, что в его структуру должен входить комплекс мероприятий, который будет направлен не только на развитие высших психических функций, но и использоваться различные здоровьесберегающие технологии, которые будут способствовать развитию и коррекции психофизических нарушений у детей с комплексными нарушениями развития. Например, упражнения для профилактики нарушений зрения, использование дыхательных упражнений, релаксационных, способствующие снятию нервного напряжения.

Что же входит в структуру коррекционно-развивающих занятий?

1. Ритуал приветствия-прощания является очень важным элементом работы как с группой детей, так и индивидуально. Это является необходимой частью для сплочения детей, настроя на плодотворную работу, повышения настроения.

2. Разминка. Вне зависимости этапа занятия разминка может проводиться между некоторыми упражнениями, зависит это от эмоционального состояния детей. Некоторые упражнения позволяют взбодрить детей, некоторые наоборот, снять эмоциональное возбуждение.

3. Основное содержание. На основном этапе коррекционно-развивающего занятия детям предлагаются игры и упражнения, которые в свою очередь направлены не только на развитие высших психических функций, но и развитие социальных навыков. Развитие коммуникативных функций. В связи с неустойчивым вниманием, повышенной утомляемостью детей необходима постоянная смена деятельности. Так, например от активной игры перейти к более спокойной, тем самым их чередовать. Количество игр и упражнений на основном этапе должно быть немного три-пять.

Основным содержанием коррекционно-развивающего занятия являются :

дидактические игры на формирование сенсорных эталонов: цвет, форма, размер, величина, и другие характеристики свойств предметов;

упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей;

игры и упражнения на коррекцию мелкой моторики, межполушарных связей;

различные двигательные игры на коррекцию общей моторики, координацию движений у учащихся, имеющие комплексные нарушения развития.

В занятии необходимо использовать различные технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, технологию проблемного обучения, информационные технологии.

4. Рефлексия предполагает оценку занятия детьми в двух аспектах: понравилось не понравилось. Что понравилось, что вызвало трудности. И в смысловом, для чего мы это делали, что нового узнали. Как полученные знания и навыки можно использовать в повседневной жизни. Таким образом дети сами или с помощью учителя задают вопросы, тем самым давая эмоциональный отклик друг другу и педагогу. Направления в занятии определяются с учётом психофизических особенностей детей имеющие комплексные нарушения развития [2].

К сожалению, занятия не всегда проходят по запланированному сценарию, а результаты при проверке имеющихся представлений и навыков не соответствуют предполагаемым результатам. В этом и заключается специфика, проблема и сложность коррекционной работы учителя-дефектолога со школьниками, развивающимися на фоне умеренной умственной отсталости.

Список источников

1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. ( серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

2. Дробинская О. А. Школьные трудности «нестандартных» детей Москва: «Школьная Пресса», 2012

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы учителя-дефектолога с обучающимися с комплексными нарушениями развития
Опубликовано: 4 июня 2023 в 20:40
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика работы учителя-дефектолога с обучающимися с комплексными нарушениями развития» (включая файлы) размещена пользователем Ракина Ирина Владимировна (УИ 2262375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД