А А Кайшенова
Специфика межличностных отношений подростков, относящихся к «группе риска»
▼ Скачать +Заказ
Одним из возрастных периодов, в которых межличностные отношения имеют важнейшее значение для личности, является подростковый возраст. Согласно точке зрения Д. Б. Эльконина, ведущей деятельностью данного периода является интимно-личностное общение сверстников. По Д. И. Фельдштейну, ведущей деятельностью подросткового возраста является общение и общественно полезная деятельность [8].
Публикация «Специфика межличностных отношений подростков, относящихся к „группе риска“» размещена в разделах
Большой интерес представляют межличностные отношения подростков «группы риска» по причине особых условий формирования личности детей и особенностей формирования детского коллектива [2].
В межличностном взаимодействии подростков группы риска существуют особые трудности, с которыми многим приходится сталкиваться в самом процессе взаимодействия. Под ними подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности во взаимодействии, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность.
Работа с детьми «группы риска» - одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога - психолого-педагогической работы с детьми, которых, так или иначе, всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением и др. В связи с этим при анализе специфики межличностных отношений подростков, относящихся к «группе риска», мы затронем каждую категорию детей, т. к. все они относятся к «группе риска».
Понятие «трудного» подростка весьма неопределенно. Д. И. Фельдштейн относит к указанной дефиниции детей капризных, упрямых, непослушных, склонных к сопротивлению, недисциплинированности, грубости; детей ленивых, без желания трудиться и привычки к труду, лживых, поведению ко-торых свойственны аффективные формы в виде заносчивости, агрессивности, бравады, повышенной обидчивости и ранимости, в самооценке – существенные колебания, связанные с конфликтом уровня притязаний и положением в коллективе [6].
Л. Б. Филонов подчеркивает, что трудновоспитуемых подростков отличает и особо настороженное отношение ко взрослым, с которыми им приходится сталкиваться. Прежде всего, они всегда ожидают некоторых неприятных для них воздействий и влияний, нравоучений, что порождает высокую личностную тревожность, напряженность, опасения и некоторую неприязнь к самому процессу общения [7].
Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко и С. Д. Смирнов отмечают, что агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде детей группы риска отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.
В старшем подростковом возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия у юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы [3].
Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощренную жесткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
По определению В. Ф. Пирожкова, трудных детей «криминальная оппозиция к обществу в целом» сопровождается обесцениванием человеческой жизни [5, с. 73-74] и зачастую социально опасна. В том и другом случае налицо социальная дезадаптация детей, подростков и юношей. Преодоление ее, достижение нормальной социальной адаптированности требует немалых усилий, аналогично значительно большей трудоемкости процесса при перевоспитании «трудного» ребенка в сравнении с воспитательными затратами при его нормальном поступательном развитии.
С. А. Кулаков подчеркивают частое сопровождение «отклоняющегося» поведения алкоголизацией и употреблением наркотических и токсикоманических веществ, которое усугубляет уже имеющую место задержку развития социальных и трудовых навыков, неразвитость моральных норм и закрепляет инфантильное отношение к себе, как к особому существу, на которое не распространяются общие законы. Как следствие, по мнению автора, процесс социальной адаптации «трудных» учащихся все более приобретает негативное направление, происходит десоциализация подростков [4].
Английские психологи А. Хевитт и Р. Дженкинс выделяют две большие категории детей группы риска :
1) дети, с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
2) дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. На основе их выводов мы полагаем, что выведенные нами критерии категории трудных подростков не обязательно должны быть полностью представлены у подростков, достаточно наличие двух критериев [9].
Б. К. Айгунова отмечает, что проблемы поведения и дезадаптации подростков обусловлены неблагополучием в семье, что приводит к нарушениям развития их личности. По современным представлениям к группе риска психологи относят детей и подростков, имеющих два вида риска – риск в отношении собственного развития личности и социальный риск в обществе.
Часто подростки «группы риска» подчиняются группе сверстников, зависимы от других, от чужого мнения. Значимую роль в подростковом возрасте приобретает система межличностных отношений с референтной группой школьного класса, которая зависит от их статуса и личностных особенностей.
Б. К. Айгуновой были выявлены следующие особенности личностного развития детей группы риска, оказывающих влияние на их межличностные отношения : низкий уровень ответственности, высокая подозрительность, чувство вины, озлобленность, использование неконструктивных способов преодоления негативных ситуаций, негативная система отношений подростка к будущему, прошлому, матери, друзьям и классу. Показано, что негативные личностные особенности подростков группы риска обусловлены нарушениями взаимоотношений с матерью, что проявляется в низком уровне доверия, нетребовательности, отсутствии взаимопомощи, низком авторитете, неудовлетворенности и эмоциональной холодности матери [1].
Также выявлено, что подростки группы риска имеют разный статус в учебной и досуговой деятельности класса. В учебной деятельности преобладает низкий и средний статус, в досуговой деятельности – средний статус при низком уровне сплоченности учебной группы, что способствует относительной удовлетворенности подростков группы риска взаимоотношениями в классе. Для подростков группы риска личностные качества сверстников являются более значимыми в их взаимоотношениях, по сравнению со статусом.
Статус подростков группы риска в учебной деятельности имеет наиболее тесные взаимосвязи с негативным отношением к себе и классу, стремлением к принятию себя, особенностями семейных отношений. В досуговой деятельности статус подростков группы риска наиболее тесно взаимосвязан с позитивным отношением к себе, классу, доброжелательностью и доминантностью [1].
Таким образом, специфику межличностных отношений подростков, относящихся к группе риска, можно свести к двум категориям: дети, с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат; дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. В связи с этим можно выделить основные особенности межличностных отношений подростков группы риска : имеют трудности в установлении межличностных контактов в общении со сверстниками, подозрительны, подчиняются группе сверстников, зависимы от других, от чужого мнения, доминантны (нетерпимы к критике, деспотичны).
Список используемой литературы
1. Айгунова, Б. К. Развитие личностных особенностей подростков группы риска, взаимосвязанных со статусом в учебной группе Текст / Б. К. Айгунова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» - М. : МГППУ, 2010. - С. 186 – 187.
2. Баргесян, О. В. Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот [Текст] / О. В. Баргесян// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 28-32.
3. Корнилова, Т. В. Подростки групп риска Текст / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
4. Кулаков, С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков [Текст]/С. А. Кулаков. - СПб. : Речь, 2004. - 464с.
5. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология [Текст]/В. Ф. Пирожков. – М. : Ось-89, 2012. – 704 с.
6. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/Д. И. Фельдштейн. - М. : Академия, 2002. – 320с.
7. Филонов, Л. Б. Детерминация черт характера у лиц с отклоняющимся поведением [Текст]/Л. Б. Филонов. - М. : Наука, 1981. – 57с.
8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : учебник для студентов вузов/И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2009. – 349с.
9. Hewitt, L. E. Fundamental Patterns of Maladjustment : The Dynamics of Tneir Origin/ L.E. Hewitt, R.L. enkins. - Springfield, 1946. - P. 23-41.