Департамент труда и социальной защиты
Специалисты особых семейных центров развивают самостоятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
С начала года специалисты провели более 1,2 тысячи занятий, помогающих подготовить детей к самостоятельной жизни. Они не только учатся сами умываться, одеваться, наводить порядок, но и общаться с ровесниками, высказывать свое мнение, формировать уверенность. Специалист особого семейного центра «Формула роста» Анастасия Ефимова поделилась, как сотрудники обучают детей навыкам самообслуживания и помогают стать самостоятельнее.
Зачастую в семьях особенные дети испытывают повышенное внимание и чрезмерную заботу. Родители не всегда дают возможность ребенку развивать свои инициативность и ответственность. Порой мамы и папы задумываются о самостоятельности детей, когда те идут в школу. Специалисты особых семейных центров считают, что воспитывать это качество следует гораздо раньше. На специальных занятиях дети учатся сотрудничать, договариваться, активно слушать, высказывать свое мнение, правильно обрабатывать информацию.
Публикация «Специалисты особых семейных центров развивают самостоятельность детей» размещена в разделах
К психологам особого семейного центра обратилась Светлана, мама 10-летнего Максима. У мальчика задержка развития. Ему сложно заботиться о себе – одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. В этом году ребенок пойдет в школу, но мама переживает, как он будет без ее помощи справляться с трудностями.
Специалист посоветовал Максиму посещать занятия в особом семейном центре. На тренингах специалисты с помощью игр прививают детям самостоятельность. Например, мальчик выполнял упражнения, которые помогают учиться действовать не спонтанно, а целесообразно: «Подбери одежду кукле», «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы». Впоследствии он объяснял, чем был обусловлен его выбор. Также в процессе строительства дома Максим обсуждал планировку здания со сверстниками, продумывал расстановку мебели. В таких играх он научился улаживать конфликты, находить компромиссы, принимать решения, брать на себя ответственность. Спустя несколько занятий ребенок уже смог самостоятельно собрать портфель в школу, подготовить себе одежду, сменную обувь.
«Формирование самостоятельности – это важный этап взросления у детей. Основная цель психологов – не только научить ребенка чистить зубы, убирать за собой со стола, но и развить навыки конструктивного общения, уверенности в себе. Он должен уметь принимать решения, достигать своих целей, не бояться проявлять инициативу», – сказала Анастасия Ефимова.
7-летнюю Маргариту в особый семейный центр привела мама. У девочки ментальные нарушения: слабо развита речь, нет интереса общаться с другими детьми и познавать что-то новое.
Специалисты стали заниматься с Маргаритой. Сначала были индивидуальные встречи, затем девочка познакомилась с группой ребят. Задача психологов была – научить ребенка открыто общаться с другими детьми, пробудить инициативность и любознательность для познания мира.
На занятиях специалисты моделировали разные жизненные ситуации и прорабатывали сценарии поведения детей: «Первое знакомство со сверстником», «Покупка в магазине», «Поведение в общественных местах». При чем ребята сами развивают сюжет, принимают решения и оценивают свои поступки. Также проводили спортивные встречи, где дети придумывали элементы тренировки. Маргарите объяснили как преодолеть стеснение, выстроить последовательность упражнений.
Благодаря занятиям у девочки появился интерес к арт-терапии. Она с удовольствием изучала формы предметов, детали, цвета, учится рисовать в разных техниках. Сейчас у Маргариты улучшилась речь, она стала более общительной, заинтересованной, уверенной в себе.
«Всегда следует поощрять инициативу ребенка, направлять, поддерживать и стимулировать его на действия. Старайтесь создавать дома условия, которые требуют постоянного проявления самостоятельности. Например, поставить комнате ребенка цветы и попросить за ними следить и поливать. Или позвать вместе приготовить ужин для всей семьи и дать ребенку посильные задачи. Когда дети делают что-то сами, они чувствуют свою причастность к важному делу и значимость своих действий», – сказала специалист.
Справка
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.