Василенко Галина Анатольевна
Отчёт учителя-логопеда «Создание здоровьесберегающих условий для обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЁТ от 10.02.2020г.
учителя-логопеда Василенко Галины Анатольевны
Создание здоровьесберегающих условий для обучающихся
Логопедическая практика в МБДОУ №12 г. Моздока показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, ОНР, сенсорной и моторной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помимо речевых нарушений, характеризуются нарушением двигательной сферы (общей и мелкой моторики, ослаблением здоровья.
Публикация «Отчёт учителя-логопеда „Создание здоровьесберегающих условий для обучающихся“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, социумом и обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.
Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной и оздоровительной системы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
В МБДОУ №12 г. Моздока одной из годовых задач является: «Совершенствовать работу по здоровьесбережению детей в тесном сотрудничестве с семьёй».
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос активного применения здоровьесберегающих технологий, т. е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению.
В своей логопедической практике в коррекционном процессе я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
• Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковые игры и упражнения
• Различные виды логопедического массажа
• Зрительная гимнастика
• Суджок-терапия: мячики су-джок; массажные ладошки; тренажёр.
• Физминутки и динамические паузы
• Логоритмика
• Песочная терапия
• Сказкотерапия
• Психогимнастика
• Кинезиологические упражнения
Подробно остановлюсь на некоторых из здоровьесберегающих технологиях:
1. Дыхательная гимнастика.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую дыхательную гимнастику авторов: А. Н. Стрельниковой, Л. И. Беляковой.
У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи нарушены.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Так как работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания.
Для этого на занятиях использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Разработала картотеку дыхательной гимнастики с играми и упражнениями по лексическим темам. В своей коррекционной работе активно применяю игровые упражнения на развитие дыхания: «Дует ветерок», «Футбол», «Бабочка, жучок- лети»,«Осенние листочки», «Сдуй снежинку» и др.
2. Артикуляционная гимнастика.
В своей работе создала условия и эффективно использую артикуляционную гимнастику авторов: Т. В. Буденная; Н. В. Рыжова; О. И. Лазаренко.
Артикуляционная гимнастика - это выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. У детей с диагнозом стёртая форма дизартрии нарушены: переключаемость, удержание статических поз артикуляции. Поэтому применяю для каждого нарушения специальный комплекс гимнастик. Для коррекции звукопроизношения разработала картотеку комплексов артикуляционной гимнастики для свистящих, шипящих, сонорных звуков: «Сказочные истории весёлого язычка».
На логопедических занятиях для коррекции звукопроизношения и активизации артикуляционного аппарата созданы все условия: индивидуальные зеркала, карточки для артикуляционной гимнастики, схемы – профили звуков, видео- уроки, презентация: «Гимнастика весёлого язычка», игрушки-помощники «Лягушонок», «Тигрёнок» и др.
3. Фонетическая ритмика.
В своей работе создала условия и эффективно использую фонетическую ритмику авторов: Н. В. Микляевой, Н. Ю. Костылёва, Т. М. Власова.
Это система двигательных упражнений, в которых различаются различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Использую на фронтальных, индивудальных, подгрупповых и логоритмических занятиях.
4. Пальчиковая гимнастика.
В своей работе создала условия и эффективно использую пальчиковую гимнастику авторов: О. А. Новиковской; Е. К. Тимофеевой; О. В. Узоровой.
Пальчиковые игры и упражнения направлены на развитие мелкой моторики.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
С этой целью использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Разработана картотека пальчиковых игр по всем лексическим темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Семья», «Посуда», «Дикие животные» и др.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр.
«У лисы в лесу глухом, «Раз, два, три, четыре, пять-
Есть нора – надёжный дом» Будем в Теремок играть»
«Мы с прищепками играем «Раз, два, три, четыре, пять -
и пальчики разминаем» Учимся мы шнуровать»
5. Физминутки и динамические паузы.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно используюфизминутки и динамические паузы авторов: В. И. Ковалько, С. Н. Вичужанина, Т. Л. Вербицкой. Разработала картотеку физминуток по лексическим темам.
Достаточно широко применяю с детьми физминутку, как форму активного отдыха во время малоподвижных занятий. Динамические паузы повышают работоспособность, координацию речи и движений, способствуют развитию экспрессивной речи, профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
На своих занятиях использую разные виды физминуток:
5. Двигательно-речевые физкультминутки. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, инсценируя их.
«Раз - подняться, потянуться. «По дорожке шли, шли,
Два – согнуться, разогнуться. Много камешков нашли.
Три – в ладоши три хлопка, Присели, собрали
Головою три кивка» И дальше пошли»
6. Логопедическая ритмика.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую - логоритмику авторов: Г. А. Волковой, М. Ю. Картушиной, О. А. Новиковской.
Занятия логоритмикой укрепляют у детей с нарушениями речи костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений.
Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике; создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.
Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.
На коррекционных занятиях с элементами логоритмики применяем: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, массаж и самомассаж, движения под музыку, использование игровых ситуаций, физкультминутки,слушание музыки.
Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания в игровой форме. Разработаны логоритмические занятия по лексическим темам:
7. Зрительная гимнастика.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую зрительную гимнастику авторов: Э. С. Аветисова; В. Г. Жданова.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения - гимнастики для глаз.
Использование наглядно– дидактического материала подвижных “мобилей” – «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность.
Профилактическая гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Использование упражнений после напряженной 10-минутной работы. Разработаны картотека по зрительной гимнастике, карточки - тренажеры, которые направлены на профилактику миопии.
8. Су –Джок терапия.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую Су-Джок терапию. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики). Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Также эффективно применяю с детьми массаж стоп после дневного сна в весёлой побудке под музыку. Разработала и активно применяю картотеку игр с мячиками су-джок со стихами.
«Гладь мои ладошки, ёж! «Шишки мы катаем
Ты колючий, ну и что ж! и ладошки разминаем»
9. Массаж и самомассаж.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую массаж и самомассаж авторов: М. В. Еромыгина; Т. А. Куликовской;
Массаж и самомассаж улучшает функцию рецепторов проводящих путей; усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами.
Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры направлен на стимулирование и активизация мышечного тонуса, укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи. Разработала картотеку по самомассажу. Комплексы упражнений проводятся в игровой форме со стихами:
«Лобик растираем и разогреваем,
Носик растираем и разогреваем….»
10. Мимическая гимнастика.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую мимическую гимнастику автора Н. В. Нищевой: «Весёлая мимическая гимнастика» -
способствует коммуникации, эмоциональному развитию и особенно для детей со стёртой формой дизартрии, где наблюдаются парез мышц лица.
Выполняется на логопедических занятиях, перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции. Разработала картотеку по мимической гимнастике, а также использую карточки эмоций для дифференцирования мимических мышц лица.
12. Игровые технологии.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую игровые технологии автора: О. А. Шороховой. Они помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у ребёнка формируется мировоззрение, «раскрепощение» молчунов, происходит активизация диалогической и связной речи, развивается моторика.
Театрально-игровая деятельность:
• - игры-драматизации
• - сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка;
• - куклотерапия.
• - сказкотерапия;
Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Сказкотерапия.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую сказкотерапию для язычка авторов: Т. В. Будённой. Разработала картотеку артикуляционных сказок для язычка.
Использование сказкотерапии при выполнении артикуляционной гимнастики способствует: нормализации речевой моторики, эмоциональному развитию.
Сказки по лексическим темам на НОД –развивают речевое развитие, эмоциональное восприятие, артикуляционную моторику, повышается у детей мотивации к обучению, обогащается словарь, улучшаются произносительные навыки.
13. Психогимнастика.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую психогимнастику авторов: Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой.
Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. Игры и этюды на НОД способствуют развитию эмоциональной сферы, рефлексии чувств. Движения выполняются под спокойную музыку с проговариванием стихов. Разработала картотеку по психогимнастике и цикл этюдов по временам года: осень, зима, весна, лето.
«Утром солнышко проснулось, «На лугу растут цветы,
Ручки к солнцу потянулись…» Небывалой красоты….»
14. Кинезиологические упражнения:
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую кинезиологические упражнения. Это комплекс движений пальцев, рук, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания.
В коррекционной работе особое значение уделяю работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму. Разработала картотеку кинезиологических упражнений:
Упражнения типа: «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо-нос», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зеркальное рисование» и др.
15. Песочная терапия.
В своей коррекционной работе создала условия и эффективно использую песочную терапию на индивидуальных занятиях авторов: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. В логопедическом кабинете имеется: световой стол, мини-песочница, сухие бассейны с разными крупами и киндер-игрушками для проигрывания сказок. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Именно поэтому использую игровую песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Разработала картотеку игр с песком.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
-совершенствуют зрительно- пространственную ориентировку,
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
Вывод:
Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.