Татьяна Тубольцева
Создание эмоционального благополучия в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это особый период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности, формируется его нравственное и физическое здоровье. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Публикация «Создание эмоционального благополучия в группе детского сада» размещена в разделах
Одной из важнейших сфер становления и развития духовно-ценностных ориентаций ребенка является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны-нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Однако, под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др.) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. В общении между такими детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, уступить, посочувствовать, порадоваться вместе с ним.
В некоторых ситуациях дети могут проявить нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
В связи с этим перед педагогом дошкольного учреждения встает задача развития у детей умения жить в обществе сверстников и взрослых, отзываться на чужие переживания, понимать чувства других людей. Поэтому важным становится создание благоприятного микроклимата в группе, - ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
При анализе уровня развития социально-эмоциональной сферы детей 5-го года жизни, обозначилась сложность в становлении и развитии их духовно – ценностных ориентаций. У 13 из 20 детей были выявлены такие нарушения, как повышенная возбудимость, тревожность, конфликтность, негативизм, жестокость, которые не были так ярко выражены в период младшего дошкольного возраста.
Для решения возникшей проблемы мною была изучена специальная литература по данному вопросу. Я пришла к выводу, что формирование у детей умения управлять своими эмоциями необходимо начинать с пятилетнего возраста, так как к окончанию дошкольного периода у ребенка должна быть сформирована произвольность поведения. Как писал Л. С. Выготский, к моменту наступления школьной жизни, «эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребенка. Ребенок учится управлять своими эмоциями». Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не хватает «материала» для того, чтобы научиться подобному управлению.
С точки зрения современной педагогики проблему социально-эмоционального развития детей следует рассматривать как процесс вхождения ребёнка в социальную среду, его приобщение к культуре, к системе человеческих ценностей.
Работу по развитию социально-эмоциональной компетентности детей и по созданию благоприятного микроклимата в своей группе я начала с привлечением родителей воспитанников: на родительском собрании обозначила проблему в общении между детьми группы; в индивидуальных беседах познакомила родителей с результатом анализа уровня развития социально-эмоциональной сферы детей. Таким образом, возникло тесное сотрудничество педагога и родителей по формированию у детей духовно-ценностных ориентаций.
Главной целью моей работы стало создание социально-эмоционального благополучия детей в детском саду. Для решения поставленной цели, наметила задачи:
* воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
* формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;
* развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
* коррекция у детей нежелательных поведенческих качеств;
* выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Основными методами создания социального – эмоционального благополучия детей стали :
• НОД;
• развивающие игры
• игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др
• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
• наблюдения, прогулки, экскурсии;
• рассматривание рисунков и семейных фотографий;
• анализ различных ситуаций;
• свободное и тематическое рисование, лепка;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• рассказы, беседы;
• сочинение сказок, историй;
• организация мини-конкурсов, игр-соревнований;
• введение в жизнь группы традиции, обычаев;
Чтобы научить детей чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить к совершению нравственных поступков, воспитать чувство уважения к людям, мы завели в своей группе «коробочки добрых дел» : за каждое хорошее дело и добрый поступок дети получали смайлик. Желание положить в свою коробочку как можно больше смайликов побуждало детей к совершению положительных поступков.
Для закрепления у детей норм поведения в детском саду мы оформили с детьми уголок «Правила нашей группы : можно и нельзя».
При создании благоприятного микроклимата в группе я следовала правилам:
• никогда не называть ребёнка по фамилии, так как фамилия «отчуждает» его от взрослого и снижает эмоционально - положительный настрой;
• использовать любую возможность положительно оценить ребёнка и его действия;
• уважать право ребёнка на развитие его индивидуальности;
• учитывать особенности гендерного воспитания: направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность, мальчиков – на смелость, ответственность, великодушие.
В результате проведенной работы уже в подготовительной группе у нас сложились ритуалы, традиции и обычаи:
-организация радостной встречи с друзьями (после отпуска, болезни);
- подведение итогов прожитого дня;
-«Утро радостных встреч»;
-«Сладкие вечера»;
-«Мастерская добрых дел»;
- переход детей из группы в группу и совместное проектирование и обустройство групповой комнаты, создание уюта;
-поздравления с праздниками и днями рождениями;
-организация выставок детского и семейного творчества;
- совместные с родителями походы, экскурсии на природу.
Итоги анкетирования родителей, наблюдения за детьми в повседневной жизни позволили сделать вывод, что целенаправленное систематическое сотрудничество с детьми и родителями по созданию благоприятного микроклимата в группе, в котором есть все условия для становления и развития духовно-ценностных ориентаций дошкольников, положительно повлияло на формирование эмоционально-нравственной сферы воспитанников, закрепило приобретённый ими положительный опыт общения со сверстниками, педагогами и другими людьми.
Таким образом, своевременно начатая работа по формированию у детей умения управлять своими эмоциями способствует формированию произвольности поведения, становлению и развитию духовно-ценностных