Ольга Федулеева
Создание психо — эмоционального комфорта в группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание психо – эмоционального комфорта в группе»
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это тёплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребёнка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. В настоящее время педагоги пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт для ребёнка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяется, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Спокойная эмоциональная обстановка в семье оказывает влияние на психологический комфорт в группе детского сада. Поэтому мы в своей работе стараемся учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.
Публикация «Создание психо — эмоционального комфорта в группе» размещена в разделах
Режим дня дошкольного учреждения представляет собой последовательность и смену видов деятельности в течении дня и ребёнок заранее настраивается на них, что делает его более уравновешенным. Мы, воспитатели, пытаемся создать обстановку спокойной жизни в группе, сбалансировать планы, чтобы не было спешки, а соответственно чтобы дети не чувствовали напряжения, что является условием нормальной жизни детей. Во время приёма пищи учитываем собственные вкусы детей и предпочтения в еде, т. к. у ребёнка должно оставаться право не есть то, что он не любит или не хочет в данный момент. В группе создана комфортная предметно-развивающая среда в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей. Для того, чтобы создать спокойную обстановку - в общении с детьми стараемся быть спокойными и доброжелательными, придерживаясь ровной манере поведения, не допуская психологического давления на детей, придерживаясь высказывания поэта Бориса Слуцкого:»Ничему меня не научит, то что тычет, талдычит, жучит…» Учитывая, что даже самая незначительная роль даёт уверенность ребёнку в собственной значимости, повышает самооценку - включаем каждого ребёнка в праздники, инсценировки, что влияет на его эмоциональное состояние и создаётся ситуация успеха каждому ребёнку. Традиция отмечать дни рождения детей даёт ребёнку уверенность в том, что воспитатель и дети относятся к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В своей группе мы ввели такой обычай-«Круг хороших воспоминаний».
Во второй половине дня мы предлагаем детям собраться в круг и поговорить о «хорошем». Воспитатель рассказывает что-то хорошее о каждом ребёнке, и это не какие-то невероятные подвиги, а самые простые моменты, например, Эмиль сегодня сам быстро оделся, Руслан сразу заснул, Богдан помог девочке и т. д. Так, каждый ребёнок слышит о себе что-то положительное, все дети поймут, что у всех есть какие-то достоинства. Это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребёнка. Часто вместе с детьми мы сдвигаем столы и каждый ребё нок занимается своим делом за общим столом: лепит, рисует, строит. Эти моменты спокойного бесконфликтного общения способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе. Мы стараемся предоставить детям максимально возможных в их возрасте самостоятельности и свободы. Предлагаем работу с природным материалом, а так же музыкальная терапия - всё это способствует созданию психологического комфорта в группе. Следует подчеркнуть, что большая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, его речи.
Известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, поэтому необходимо очень бережно относится к своему собственному психологическому состоянию. Мы используем комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала (см. приложение). Атмосфера в группе определяется так же отношениями между воспитателями. У нас за много лет совместной работы, сложились дружеские, доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопонимании в вопросах воспитания и демократического стиля общения с детьми, что способствует созданию положительного эмоционального состояния детей. Для установления позитивного микроклимата в группе большое значение имеет развитие коммуникативных навыков у детей. Для развития коммуникативной сферы мы включаем в работу соответствующие игры и упражнения. Так игра «Жизнь в лесу». Правило- запрещение разговоров между детьми, вводится язык условных сигналов: приветствие - тереться носами, как дела? - хлопнуть ладонью по ладони, всё хорошо - положить голову на плечо. Эта игра помогает перейти к непосредственному общению, но с отказом от привычных вербальных способов взаимодействия. Такие игры как «Эхо, Зеркало, Испорченный телефон, Найди своего брата или сестру»- у детей развивают способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему, почувствовать единство с ним. Игра «найди брата или сестру» - дети - детёныши животных. С завязанными глазами по звукам (мяукают, мычат, скулят, дети находят свою пару. Такая игра как «Составные фигуры», где дети изображают часть тела животного и им предлагается пройти по комнате – способствует согласованности, сплочённости действий и возникновению чувства общности. Интересна игра «Две страны». Дети делятся на две группы. Жители весёлой страны должны «заразить» грустных жителей своим весельем и смехом. Кто «заразился» смехом – переходят в весёлую страну. Эта игра направлена на переживание общих эмоций, детей объединяет общее настроение, общий игровой образ. Игры «Старенькая бабушка, День помощника» требуют от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Игра «Конкурс хвастунов» (кто лучше похвастается, но не собой, а своим соседом, найти в нём, как можно больше достоинств) – направлена на умение видеть и подчёркивать достоинства и положительные качества других детей. Игра – занятие «Мастер и подмастерья» предполагает различные формы взаимопомощи: помогать сверстнику в процессе совместной деятельности. Для того, чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья должны всячески помогать ему (вырезать, лепить, и т. д.) В своей работе мы используем пособия, изготовленные самими. Так, например, «Подушка настроения». Если у ребёнка грустное настроение, и он хочет, чтобы на него обратили внимание или пожалели, он берёт подушку и поворачивает грустным изображением. Когда мы вместе помогаем ребёнку вернуть весёлое настроение, он переворачивает её. Так же были изготовлены «Варежки – мирилки». Если дети поссорились – одеваем одну варежку одному ребёнку, другую – другому, а лента делает их одним целым. Мы пытаемся урегулировать конфликт, в конце дети произносят мирилку и обнимаются.
Это что за чудеса! Раз рука и два рука! Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: ты мой друг и я твой друг! Мы обиды все забудем и дружить как прежде будем!
Ещё одна удачная находка, это создание в группе «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его коррекции. Ребёнок прикрепляет свою фотографию к условному обозначению – солнце (весёлое, голубое небо (спокойное, чёрная туча (сердитое, дождик (грустное). В течении дня фото ребёнок может переставлять. Дети стали обращать внимание не только на своё, но и на настроение других детей.
Если ребёнок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию, так, чтобы не навредить другим детям и не держать её в себе – используем мешочки для метания, набор бумаги для разрывания, коврик злости (потопать по коврику и злость пройдёт, стаканчик для крика (высказать свою обиду в стаканчик и станет легче, волшебный пластилин (катают, мнут – что помогает успокоиться, цветные клубочки пряжи (разматывая и сматывая овладевают приёмом саморегуляции, ведёрки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведёрко.
Эффективный способ создания благоприятного микроклимата в группе – использование психологом Жанной Ивановной в групповой работе с детьми произведений отечественной мультипликации, подобранных в соответствии с тематическим планированием и направленных на развитие эмоциональной сферы детей и пропаганду нравственных ценностей.
И, конечно, в работе по созданию психо – эмоционального комфорта в группе, не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводили индивидуальные беседы и консультации: «Профилактика психо – эмоционального напряжения», «Учим ребёнка общаться», «Учимся сочувствовать, сопереживать», «Посеять в детских душах доброту». Провели родительское собрание на тему: «Растите детей своих в добродетели».
Такая система работы способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу, формируются нравственные качества личности и коммуникативные навыки, тем самым создаётся положительный психо - эмоциональный комфорт в группе.