Розалия Замула
Консультация для воспитателей «Создание эмоционально благоприятной среды в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание эмоционально благоприятной среды в группе
В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. И в системе дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание эмоционально благоприятной среды в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Для обеспечения гармоничного развития ребёнка необходимо правильная организация эмоционально благополучной среды в группе.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Если ребенок почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Организуя среду в ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т. е., исходя из смысла, – развивающей предметы, сколько эмоционально-развивающей среды, т. е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.
Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.
Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка наличие определенных режимных моментов. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
Психогимнастика представляет собой специальную организованную деятельность, направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
С учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
Целенаправленно организованная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми требованиями (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому я испытываю повышенный интерес к созданию благоприятно эмоциональной среды в группе.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. И моя задача, как воспитателя, заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Общаясь с малышами, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении со мной более уверенными.
Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие в моей успешной работе с детьми.
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Для организации успешной работы, воспитатели нашего ДОУ сориентированы не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, я продумывала организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.
Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.
У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. В момент укладывания я включаю фоновую музыку. Когда все дети лягут, включаю запись шума морского прибоя или дождя.
Так же применяю пение колыбельных песен. Может включить запись, но лучше, если дети будут слышать живой, хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они хорошо привыкли.
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание.
Я не принуждаю ребенка кушать. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует, есть, а когда остановиться.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры - это ходьба босиком, влажное обтирание. Эту процедуру легко осваивают самые маленькие воспитанники.
При всём этом, стараюсь, чтобы все режимные моменты действовали в комплексе: движение, сон, питание, закаливание.
В процесс активизации эмоциональное состояние детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т. д. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей.
Так же для развития эмоционального благополучия детей использую писхогимнастику. Особенно психогимнастика нужна детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т. д. Также включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланирована образовательная деятельность с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Работа с родителями в моей педагогической деятельности занимает особенное место. Я уделяю ей большое внимание потому, что именно в семье, как в первом звене в общей жизненной цепочке ребенка, закладываются все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный положительный пример окружающих ребенка взрослых. Вот почему с первых дней поступления ребенка ко мне, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.
Очень важны в период становления отношений родительские собрания. Провожу их в нетрадиционной форме. Мы говорим на нем не о требованиях детского сада к родителям, а каждый специалист рассказывает о своем предназначении.
Для того чтобы требования детского сада и семьи были едиными проводила "Дни открытых дверей группы" (1раз в две недели). В эти дни я показывала, как мы приучаем детей культурно - гигиеническим и бытовым навыкам, как и чему мы обучаем.
Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду дважды в год осенью и весной провожу мониторинг, направленную на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате нашего взаимодействия. Дети радуют меня, и я спокойна - они получают хорошую основу для успешного вступления в большую жизнь.
Итак, в среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
Моя позиция в создании благоприятно эмоциональной среды состоит в том, чтобы эта среда, позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно - эстетическое и культурно - коммуникативные потребности в свободном выборе.
Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство. Но в одном я точно убеждена: создание благоприятной среды в группе и эмоциональное развитие детей будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.