Наталия Решетникова
Родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
(слайд 2)
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Е. Щукина
Публикация «Родительское собрание в 1 младшей группе „Развитие речи детей, Создание развивающей речевой среды в семье“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
(слайд 3)
И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.
(слайд 4)
А как вы думаете, когда начинается развитие речи ребенка? (Ответы родителей).
(слайд 5)
Конечно же с самого рождения. Маленький ребеночек еще не говорит, он даже не лепечет, не гулит, не агукает, а уже подготавливается база для того чтобы он овладел красивым языком. Этот этап развития вы уже прошли.
Главное теперь не упустить следующий этап – этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи родного языка. И продолжается этот период (этап) от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Об этом вы можете более подробно узнать на моем сайте (http://reshetnikova.pav8.caduk.ru) в рубриках «Речь детей 2-3 лет» и «Речь детей 3-4 лет». То есть время у нас еще есть, главное его не «проспать» и использовать все возможности, сделать все, что от нас, взрослых, зависит, чтобы речь наших детей была правильной, красивой, и чтобы в дальнейшем (к 5-7 годам, не пришлось исправлять ее, корректировать, то есть обращаться к логопеду.
(слайд 6)
Но для начала давайте с вами разберемся, что же такое «развитие речи», что мы должны развивать у ребенка? (Ответы родителей)
(слайд 7)
А начну я с того, что многие родители имеют ошибочное мнение по этому вопросу, что не только не способствует речевому развитию детей, а наоборот, существенно тормозит его. Такие ошибочные мнения я называю мифами о развитии речи детей.
Мнение 1 и ошибка 1. Пока ребенок не говорит - развивать речь не надо. То есть надо ждать, когда речь вызреет, и тогда, если заговорил - будем развивать, не заговорил - пойдем к логопеду. Это мнение очень мешает развитию речи, и в этом корень проблем речевого развития у большинства детей.
Мнение 2 и ошибка 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен. Это очень распространенное мнение среди родителей. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил, как только первые слова у него появились – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и загадок, и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы и умение их отличать друг от друга, и логические речевые задачки, и игры со звуками, слогами, предложениями, и пересказы, и многое другое.
Мнение 3 и ошибка 3. Развитие речи - это логопед. Самая распространенная ошибка в развитии речи – это понимание развития речи слишком узко — как работы логопеда по постановке у детей нарушенных звуков. Считается, что если ребенок выговаривает все звуки, то речь у него хорошо развита и ничего развивать не нужно, что совсем не так! Логопед занимается коррекцией речи, т. е. исправлением ее нарушений речи у детей и взрослых. То есть логопед проводит занятия с детьми, у которых речь уже нарушена и помогает малышу в исправлении нарушений речи. Причем нарушения речи касаются не только звуков, но и речевого дыхания, интонации, темпа и тембра речи, а также грамматики, словаря, связной речи, то есть всех сторон речевого развития. При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не требуются. Но развивать его речь очень нужно и важно! А значит, ему нужны занятия и игры не по коррекции речи, а по развитию речи.
Мнение 4 и ошибка 4. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. Некоторые родители, имея такое мнение, покупают огромное количество различных пособий, рабочих тетрадей, и начинают усердно заниматься с детьми, начиная уже с 5-6 месяцев (или даже раньше). Единственный результат, которого можно добиться таким «развитием» - напрочь отбить у ребенка охоту заниматься.
Мнение 5 и ошибка 5. Развитие речи - обучение грамоте (чтению) Очень часто понятие «развитие речи» сужается только лишь к подготовке детей к обучению грамоте, или рассматривается еще более узко – только как обучение чтению. То есть в этом случае родители считают, что развитие речи у дошкольников – это обучение детей чтению и хорошее знание малышами букв. Но быстрое чтение и знание таких понятий как «слово», «слог», «твердый согласный», «мягкий согласный», «гласный», «предложение» — это лишь маленькая, очень узкая частица целостной системы развития речи в дошкольном возрасте. А все остальное: словарный запас, точное понимание смысла слов, языковое чутье, владение грамматикой русского языка, владение интонацией, речевым дыханием, владение средствами выразительности-это то, что входит в понятие «развитие речи» и плюс к этому - обучение грамоте.
Мнение 6 и ошибка 6. Развитие речи - это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам (запоминание и называние названий городов, деревьев, цветов, животных, стран, частей тела, птиц, рыб и т. д.). И надо сделать так, чтобы малыш побольше слов – названий предметов запомнил, вот и будет развита его речь. Это не так. Развитая речь – это намного больше, чем простое называние предметов.
(слайд 8)
Итак, мы определили, что развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Что же включает в себя развитие речи – какие направления в нем выделяются:
• Звуковая культура речи
• Развитие словаря
• Усвоение грамматического строя речи
• Развитие связной речи
• Подготовка к обучению грамоте
Об этих направлениях более подробно (т. е что они в себя включают) вы можете узнать из статьи «Что такое развитие речи?» на моем сайте
(слайд 9)
Цель развития речи детей в дошкольном возрасте - помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке. Научить его точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т. е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).
И этой цели мы с вами, уважаемые родители, должны добиваться вместе.
Я хочу с вами поговорить о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить.
Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил. Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка. И вот для того, чтобы ваше общение было развивающим, чтобы Вы смогли обеспечить ребенку речевую среду в семье, я хочу познакомить Вас с некоторыми способами развития речи детей. Они не требуют специальной подготовки, но очень действенны. Систематически используя их, можно получить замечательный результат!
Способы развития речи детей(рассказ по слайдам)
• Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) (слайд 10)
• Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) (слайд 11)
• Непонимание речи малыша (1-2 года) (слайд 12)
• Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с2-3 лет до 7 лет) (слайд 13)
• Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (с 2-4 лет) (слайд 14)
• Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) (слайд 15)
• А как ты думаешь? (с 3 лет) (слайд 16)
• Развернутый ответ (с 3лет) (слайд 17)
О других способах развития речи детей в семье и о том, что еще поможет в речевом развитии Ваших малышей, Вы можете найти на сайте http://reshetnikova.pav8.caduk.ru
(слайд 18)
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?
•С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
•Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное, а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»
•Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
•Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!
•Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
(слайд 19)
Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
Спасибо за сотрудничество!