Оксана Рябцева
Создание среды по оздоровлению детей
▼ Скачать + Заказать документы
Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет жизни ребенка и прямой зависимости качества их проживания от социальных условий, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды.
Развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, который вводит его в окружающий мир, мир предметов, явлений, чувств. Таким взрослым для ребенка, посещающего детский сад, становится воспитатель. И воспитатель ответственен за создание предметно-игровой среды.
Публикация «Создание среды по оздоровлению детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Таким образом, целью своей работы я считаю укрепление здоровья детей, как физического, так и психического. Ориентируясь на цель и, исходя из того, что психофизическое развитие ребенка зависит от окружающей его среды, на практике я стремлюсь создать в группе такую предметно-игровую среду, которая служит пространством развития и оздоровления детей.
Организовывая в группе предметно-игровую среду обязательно учитываю показатели физического развития и особенности психического развития детей, для того чтобы в процессе воспитания совершенствовать умения и навыки соответственно данному возрасту, иначе в ближайшем будущем неизбежно произойдет их задержка.
Разрабатывая в группе предметно-игровую среду, и разбивая ее на предметно-игровые зоны, руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активного движения, позволяющий детям совершенствовать и обогащать двигательный опыт.
2. Принцип разнообразия предметов и предметной деятельности, позволяющий ребенку развивать сенсомоторную чувствительность.
3. Принцип общения «глаза в глаза», позволяющий установлению близкого доверительного контакта.
4. Принцип безопасности и стабильности предметного пространства, снимающий с ребенка эмоциональную напряженность.
5. Принцип поощрения самостоятельности и накопления опыта предметно-игровой деятельности.
Исходя из принципов организации предметно-игровой среды в группе, как пространства оздоровления детей я большое внимание уделяю наличию в группе:
1. Физкультурного оборудования и пособий, предназначенных для физического развития детей. В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, различные мячи (резиновые, теннисные, разных размеров; мешочки с песком, для упражнения в равновесии; кегли; ребристые дорожки, пуговичная дорожка для профилактики плоскостопия и массажа ног; массажные рукавички, резиновые кольца для массажа рук; обручи, шнуры. Обязательно проверяю безопасность использования физкультурного оборудования, его прочность.
В режимные моменты физического развития детей входят утренняя зарядка, и гимнастика после сна. Дети очень любят делать зарядку под бодрую музыку, или под ритмичную речь, которая является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Движения у детей становятся более выразительными, плавными. При помощи речи с движениями у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Гимнастика после сна включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и массаж рук, ног, живота, спинки. Детям очень нравится самим надевать массажные рукавички, растирать себя и друг друга.
Провожу с детьми закаливающие мероприятия: обливание ручек попеременно теплой и прохладной водой, пробежку босиком по «пуговичному» коврику после сна.
Прививаю детям санитарно-гигиенические навыки: умывание после принятия пищи, причесывание после сна и в течение дня по необходимости, организовываю с детьми игры – беседы по сказкам, стихам ( например: «Мойдодыр», «Федорино горе»).
Нельзя ни сказать о роли родителей, ведь здоровье их детей зависит в большей степени от них. Отношение к здоровью детей в каждой семье свое, поэтому работая с родителями, для себя выделила три типа семей:
- родители, которые уделяют много внимания здоровью и развитию ребенка в младенчестве, а с приходом ребенка в детский сад вопросы воспитания и оздоровления отодвигают на систему общественного воспитания и систему здравоохранения.
- родители, которые большее внимание уделяют физическому здоровью ребенка, а вопросами психического развития интересуются недостаточно.
- родители, заботящиеся о психофизическом развитии ребенка и его оздоровлении.
Опорой в моей работе служит последний тип семьи. Такая семья активно принимает участие в жизни группы, детского сада. Со вторым и первым типом семей веду беседы для того, чтобы родители осознали, что не только о физическом здоровье надо заботиться, но заботиться о комплексном оздоровлении детей, предлагаю литературу на данную тему. Как лучше организовать режим дня в домашних условиях, как привить санитарно-гигиенические привычки, как направить детей к здоровому образу жизни, каких принципов придерживаться при воспитании детей, как организовать досуг детей дома, и многие другие вопросы ставлю перед родителями на собраниях. Проводя родительские собрания, стараюсь организовать их в форме бесед, «круглых столов» - для того, чтобы родители чувствовали себя участниками диалога, чтобы в процессе обсуждения вырабатывалась общая точка зрения и общая система действий, направленных на оздоровление детей.
Работа с родителями трудоемкая, но важная, так как основы здорового образа жизни должны закладываться в семье. Ведь семейный уклад служит примером для ребенка.
В современных условиях детский сад должен выступать проводником здорового образа жизни и гарантом укрепления психофизического здоровья детей. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика отрицательных эмоций и нервных срывов, полноценное физическое развитие должны осуществляться за счет организации предметно - игровой среды, ориентированной специально на ребенка и позволяющей ребенку проявить себя во всех видах деятельности