наталия сапожникова
Создание эффективного воспитательно-образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка - одна из первостепенных забот педагогов дошкольного образования. В условиях нового времени специалисты ДОУ должны стремиться быть современными: внедрять инновационные формы и методы работы, реализовывать проектную деятельность, проводить интерактивные игры, руководить поисково-исследовательской работой детей. При этом очень важна правильная организация развивающей среды, создание эффективного воспитательно-образовательного пространства. Педагог должен учитывать особенности детей, посещающих группу в данное время.
Темочки:
Большая часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Однако, это не единственная категория детей с отклонениями в развитии. В нашем дошкольном образовательном учреждении мы воспитываем и обучаем детей с задержкой психического развития, с РАС (расстройства аутистического спектра, со сниженным интеллектуальным развитием, с ДЦП (детским церебральным параличом, со сложным дефектом развития. В данной ситуации мы ясно осознаем, как важно с первого дня поступления в наш детский сад, создать эффективные комфортные условия для максимального развития каждого ребенка. Наблюдая за воспитанниками группы, мы постоянно видим, что у этих детей большая проблема в общении со сверстниками, дети данной категории не умеют контактировать друг с другом, часто выбирают более жесткие и агрессивные способы общения, заменяют обычное детское времяпровождение на бесцельную и хаотичную, «полевую» деятельность. Для того чтобы процесс взаимодействия дошкольников происходил успешно, нам, как специалистам группы, необходимо обеспечивать:
• доступность игрового материала;
• наполняемость – разнообразие и достаточное количество материалов для игр;
• вариативность – своевременную сменяемость материалов, внесение элемента новизны;
• заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Развивающим фактором здесь становятся, с одной стороны, организация условий для различных видов деятельности, с другой - предоставление возможности для проявления и поддержания детской инициативы во взаимодействии с педагогом и сверстниками.
Хорошим помощником в процессе коррекционной работы предметно-пространственная среда становится только тогда, когда она спланирована в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и структуры первичного дефекта в развитии ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из нескольких компонентов:
• Содержательный – включает элементы с учетом образовательной программы ДОУ (материалы, специально подобранные или изготовленные по теме реализуемого проекта);
• Материальный - материалы и оборудование, наполнение уголков или зон активности детей;
• Организационный – совокупность пространственных параметров среды;
• Личностный – условия, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом, со взрослым, индивидуально.
Мы считаем, что заполнение предметно-образовательного пространства важной и понятной детям информацией, действительно способствует поддержке детской активности. Познавая целостную картину мира через предметно-образовательное пространство, дети с ОВЗ учатся адекватно воспринимать окружающий мир и ориентироваться в реальной действительности.
Мы апробировали разные методы и формы работы и попытались создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы каждый ребенок смог найти уголок для себя, то место, которое соответствует его настроению, помогает пережить страхи, снять эмоциональное напряжение и просто отдохнуть.
Особенно серьезное внимание мы стараемся уделять воспитанию и развитию самостоятельности и активности мышления у детей с ОВЗ. И здесь перед нами стоят следующие задачи:
- учить детей видеть предмет со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);
- выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, то есть сравнивать их;
- развивать умение классифицировать предметы;
- приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения.
Для выполнения этих задач как раз и используется различное наполнение предметно-образовательного пространства. Например, в нашей группе создано комплексное зонирование:
- «Развивалочка» (бизиборды, доски для развития межполушарных связей головного мозга);
- «Речевой островок» (игры для развития мелкой моторики, тренажеры на формирование речевого дыхания, зазеркалье для речевых игр);
- «Звуковой мир» (музыкальные инструменты, игры для формирования слухового внимания, игры на развитие фонетико-фонематических процессов, звуковые книги);
- «Игралочка» (игры по развитию речи, тактильные пособия, сенсо-моторные игры)
- «Зеленый островок» (ознакомление детей с предметами и явлениями живой и неживой природы);
- «Наш дом» (зона по формированию у детей социальных умений и навыков)
При создании предметно-образовательного пространства мы опираемся на четыре направления:
- специально-организованное обучение;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
Мы, как педагоги группы, постоянно пересматриваем образовательно-воспитательный процесс с целью его модернизации, обновления, видоизменения, дифференциации, что связано с широким диапазоном индивидуальных проявлений различных дефектов развития у детей с ОВЗ. А это, в свою очередь, влияет на организацию методического оснащения воспитательно-образовательного пространства.
В группе постоянно находятся продукты детского творчества, которые регулярно сменяются. Действует удобная система хранения игрушек и материалов, чтобы ребенок имел возможность свободно взять и легко убрать игровой материал. При создании предметно-развивающей среды мы стараемся убирать лишние элементы, чтобы все, что есть в группе, работало на развитие ребенка.
Таким образом, учитывая возрастные особенности детей с ОВЗ, их ведущую деятельность, появление опыта взаимодействия с предметами и его обобщения, педагог может построить развивающую предметно-пространственную среду для детей данной категории таким образом, чтобы игровое пространство было интересно и доступно каждому ребенку, создавало условия для развития.