Лариса Чернавская
Создание условий для успешной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание личности всегда было трудной задачей. В дошкольном детстве закладываются основные структуры личности. Сегодня детский сад рассматривается как основной институт социализации. Поэтому наиболее актуальная задача дошкольного образования – создание условий для успешной социализации воспитанников.
Публикация «Создание условий для успешной социализации дошкольников» размещена в разделах
Социализация дошкольника включает : освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Первым условием для успешной социализации является использование здоровьесберегающих технологий: Различные виды закаливания (традиционные и нетрадиционные, занятия их серии «Здоровье», коммуникативные игры, организация двигательной активности в течение дня, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика после сна, массаж, игро-,сказко-, музыкотерапия, пальчиковые игры.
Второе условие : реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность.
Основным средством совместной деятельности является общение, партнерство, которое дает возможность включить детей выполнение реальных дел, участие в проектах. Уже традиционно у нас в детском саду ведется комплексно-тематическое планирование, экспериментирование, игровые обучающие ситуации, дети участвуют в конкурсах, акциях.
Третье условие – эмоциональное благополучие ребенка, комфорт в его душе (высокая самооценка, ориентация на достижение целей, наличие положительных эмоций). Мы стараемся создать атмосферу, комфортную для каждого ребенка, способствующую развитию индивидуальности, достижению жизненного успеха.
Четвертое условие – развитие коммуникативной компетентности т. е. способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты, сотрудничать, слушать, слышать, выражать собственные эмоции, распознавать эмоции, переживания других людей. Такие навыки дают ребенку возможность чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Пятое условие. Целесообразное наполнение предметно-пространственной среды.
Требование к предметно-пространственной среде.
• Открытость.
• Гибкое зонирование.
• Стабильность – динамичность.
• Полифункциональность.
• Гендерный подход.
• Наполнение должно подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Групповое помещение условно подразделяется на 3 зоны:
1. Зона умеренной активности: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания».
2. Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности», «Центр социально-эмоционального развития».
3. Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игр», «Центр дежурств».
Шестое условие – одно из важнейших – профессионализм воспитателей и всех педагогов ДОУ. Доброжелательное отношение к ребенку, позитивное отношение к жизни, стремление к лучшему, желание понять ребенка и помочь ему, грамотное педагогически оправданное построение воспитательно-образовательного процесса.
Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
Огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, которые находятся рядом с ребенком. Самые замечательные условия, созданные в детском саду, лишь дополняют воспитание, получаемое ребенком в семье. Отсюда вытекает еще одно условие : эффективное взаимодействие с семьей. Сотрудничество – это общение на равных. Родители активные участники образовательного процесса. Сотрудничество в триаде «Педагог – родители – дети» обязательно принесут положительные результаты.
Агенты социализации.
1. Семья: родители, братья, сестры, дедушки, бабушки, другие родственники.
2. Общество (сверстники, друзья).
Мы готовы к сотрудничеству. Надеемся на взаимопонимание с родителями, потому что у нас общая благородная цель – воспитание успешной социально-нравственной личности.