Нина Анатольевна Румянцева
Создание условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Как известно, ребёнок раннего возраста быстро развивается и приобретает много навыков и умений. У малышей закладываются привычки и мировосприятие, а главное, ребёнок подразделяет мир на «свой» и «чужой». Маленькие дети чётко понимают, что рядом с родителями находятся в полной безопасности, им спокойно и комфортно.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Но приходит время и ребёнок поступает в детский сад. Это и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем – формирование адаптации ребёнка младшего возраста как способности достигать динамического равновесия с окружающим миром. На ранних этапах развития личности основные механизмы адаптации базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Привыкнуть к детскому саду не просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садиковского». Поступление в детский сад часто вызывает у ребёнка стресс. В такой ситуации перед педагогом стоит задача – помочь адаптироваться к новому коллективу взрослых, сверстников, окружающей обстановке, игрушкам и т. д.
С целью успешного процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению необходимо использовать произведения устного народного творчества. Основа педагогической деятельности базируется на идеях ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой адаптации, и, компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на более быстрое привыкание детей раннего возраста к детскому саду. А. Н. Леонтьев отмечал, что каждый человек в силу своих психологических особенностей, имеет индивидуальные механизмы приспособления к окружающему, следовательно, свой тип адаптации.
Одним из важных условий адаптации детей, педагоги и психологи (Л. В. Макшанцева, Е. И. Морозова, Г. Б. Степанова, С. Н. Теплюк и др.) считают создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, не испытывает страх и проявляет активность. По их мнению, эффективным средством сближения детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между воспитателями и детьми, являются произведения устного народного творчества.
По мнению филолога и педагога З. А. Гриценко, народные произведения не имеют канонического подтекста, поэтому в каждую потешку или песенку можно добавить что-то своё, созданное для данного ребёнка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него. Это сближает воспитателя и малыша в период адаптации и делает её продолжительность более благоприятной.
Фольклорное произведение, с добавленным обращением к ребёнку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его участником действия, утверждает его личность, уважение, признание уникальности и неповторимости.
Фольклорные произведения можно использовать в течение всего дня, включать их в режимные моменты. Поскольку важной ситуацией для малыша является его встреча с воспитателем, необходимо встречать его с улыбкой; присаживаться к ребёнку, чтобы глаза были на уровне глаз. Использовать, например, такую потешку, приглашая в группу:
«Доброе утро,Зайка мой, Доброе утро, Алёшенька дорогой. Я Алёшеньку люблю, Ему песенку спою».
В первые дни пребывания в детском саду, многим детям не нравятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент, можно использовать песенки, потешки, например, при умывании:
«Водичка, водичка, Умой Насте (Кате) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок».
Когда дети моют руки, педагог сопровождает их действия потешками:
«В руки мыло мы возьмём И водичкою польём. Моем руки чисто, чисто. А потом лицо умыли, Носик тоже мы промыли. Полотенцем вытирались, На себя мы любовались».
Удачно подобранная потешка помогает воспитателю и во время кормления. Тогда, даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
«Каша из гречки Варилась на печке, Варилась и прела, Чтобы Катенька ела».
При одевании детей на прогулку можно проговаривать:
«Мы оденем Мишеньке, Тёплые штанишки, Мы наденем Мишеньке Валенки-малышки».
Процесс пробуждения тоже сопровождается потешками. Например:
«Вот проснулся петушок, Встала курочка. Просыпайся, наш дружок, Встань, мой Юрочка».
А также при пробуждении детей можно использовать игровой приём с дидактической куклой:
«Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки. Мы потянемся-потянемся, Вот уже растём, растём, растём!»
Таким образом, фольклор способствует формированию у малышей культурно-гигиенических навыков. Непосредственно при организованной деятельности, например, познавательной, с детьми нужно использовать фольклорные произведения:
«Гриб-грибок, Выставь лобок! На тебя погляжу, В кузовок положу! Грибок к грибку, А мой наверху!»
На занятии по изобразительной деятельности можно привлечь детей потешкой:
«Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Брызни в поле пуще- Станет травка гуще!»
Во время адаптации некоторые дети отказываются от участия в общих играх, уединяются. И в таких случаях выручают потешки, вызывают у ребёнка желание двигаться, включиться в совместную игру:
«Скачет зайка маленький, Около завалинки, Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка!»
Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребёнок может чувствовать себя раскрепощённым. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в первые дни пребывания в детском саду. Становления речевого общения ребёнка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое, когда ребёнок понимает обращённую к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребёнка расширяет возможности воспитания и обучения ребёнка, а также способствует развитию речи.
Потешки, сопровождающие игру пальчиков на этапе адаптации, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая моторика, координация движений, речь, память, воображение. Использовать пальчиковые игры необходимо в образовательную деятельность, игровую, а также режимные моменты.
Процесс адаптации к детскому саду должен быть непрерывен, поэтому очень важно правильно настроить взаимодействие с семьями воспитанников, проводить беседы и консультации с родителями, мастер-классы по обмену опытом воспитания на народных традициях.
Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:
«Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик-я, Вот и вся моя семья».
Использование фольклора в период адаптации малыша к детскому саду способствует повышению эмоционального настроя ребёнка, побуждая его к совместным действиям с взрослым, установление доверительных отношений. Постепенное вовлечение ребёнка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы и кризисы. Фольклорные произведения для детей позволяют не только облегчить процесс социализации ребёнка, но и воздействуют на дальнейшее психическое и физическое развитие.