Ксения Пьянзина
Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, в течение которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний культуры, в которой живет.
Темочки:
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Психолого-педагогическую поддержку осуществляю в три этапа:
Провожу анкетирование родителей. Устанавливаю с детьми личностный и эмоциональный контакт.
Ежедневно, в течение 14 дней заполняю листы адаптации, которые позволяют выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающую и игровую деятельность подбираю для каждого малыша индивидуально, так как именно первое знакомство играет огромную роль в дальнейшем сотрудничестве.
Анализирую результаты диагностики и развивающей работы. Консультирую родителей. Даю рекомендации.
В ходе общения малыши приобретают определенный социальный опыт. Строю общение с малышами в игровой форме, которая позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу, проявлять заинтересованность.
Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение. В детском саду вся атмосфера жизни, общение детей друг с другом способствуют накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.
Поэтому основной целью в период адаптации, считаю - создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение нескольких задач:
вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;
сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;
обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;
стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;
обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;
стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.
Ежедневно, в период адаптации провожу адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры. Для освоения содержания программы в работе с детьми использую показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.
Используемые технологии:
• коммуникативные игры;
• телесно-ориентированные игры и упражнения;
• упражнения с дидактическим материалом.
Прогноз адаптации к ДОУ
На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика) : в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации.
В результате проведенной деятельности, дети научились:
эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);
использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.