Юлия Орехова
Создание условий для профилактики школьной дезадаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для профилактики школьной дезадаптации
в контексте развивающе-профилактической работы педагога-психолога
с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе. На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Поэтому важнейшей задачей педагогов дошкольного учреждения является создание условий для формирования познавательных мотивов обучения. Кроме того, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к обучению в начальной школе. Немаловажно способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношения к школе. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей и профилактической работы с детьми, осуществление психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Публикация «Создание условий для профилактики школьной дезадаптации» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
В начале учебного года педагогом-психологом (сентябрь) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности проводится диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов, личностной и волевой сферы. А в конце учебного года (апрель) также проводится итоговая диагностика готовности к обучению в школе, что позволяет сравнить начальные и итоговые результаты и сделать вывод об эффективности проводимой работы.
Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие ее компоненты – личностная и интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных предметных знаний, которые необходимы для успешного обучения ребенка в школе по таким предметам, как чтение, письмо, математика; достижения определенного уровня развития таких познавательных функций, как внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. В этом направлении работа с детьми проводится не только в детском саду на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении, но и зачастую в семье. Личностная же готовность - это желание учиться (учебная мотивация, когда школа привлекает ребенка не внешней стороной (портфель, учебники, форма, а возможностью получать новые знания, а также способность заменить «хочу» на понятия «надо», «должен». Ребенок может прийти в школу с развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых учителем. Личностная неготовность запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах, в повышении тревожности, замкнутости, нерешительности, импульсивности, а порой и демонстративности, в ухудшении состояния здоровья.
С целью профилактики школьной дезадаптации, предупреждения социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем и развития социальной уверенности детей в течение учебного года педагогом-психологом в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности проводятся специально организованные развивающе-профилактические занятия в игровой форме, с элементами сказкотерапии по программе Куражевой Н. Ю., Вараевой Н. В., Тузаевой А. С., Козловой И. А. «Цветик – семицветик» : «Приключения будущих первоклассников» (СПб. : Речь, 2014г.). Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей психики детей дошкольного возраста : образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра) и зон ближайшего развития.
Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
• развитие познавательных и психических процессов – восприятия, внимания, памяти и воображения;
• развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
• развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
• развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
• развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
• развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
• формирование позитивной мотивации к школьному обучению.
Программа предусматривает использование метода сказкотерапии. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками. Каждое занятие посвящено одной теме. После прослушивания сказки ребята совместно с психологом размышляют и обсуждают основную идею сказки, мотивы поведения героев, их эмоции и чувства. Главные герои сказок одни и те же на протяжении всего цикла занятий. Через основную тему каждой сказки передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими. Тридцать занятий раскрывают пять основных тем для старших дошкольников : адаптация к школе, отношения к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Сказки для школьной адаптации знакомят детей с понятиями школа, класс, учитель, урок, звонок, школьные правила и поведение в школе. Таким образом, уменьшается страх неизвестности, тревога перед таким значимым событием в жизни каждого ребенка, как поступление в первый класс.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно к ним относиться, развивают аккуратность и самостоятельность. Кроме того, с детьми обсуждаются вопросы жадности, воровства.
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям знакомят детей с понятиями школьной оценки, важности самостоятельного выполнения домашних заданий, отрицательном влиянии списывания, что учит адекватно относиться к результатам своей деятельности.
Сказки о здоровье, в том числе психическом поднимают проблему усталости, раздражительности, вызванную чрезмерной нагрузкой, ограничением пребывания ребенка на свежем воздухе, увлечением телевизором, компьютером и другими гаджетами. Учат бережно относиться к своему здоровью и прививают интерес к здоровому образу жизни.
Сказки о школьных конфликтах направлены на коррекцию агрессивного поведения. Они способствуют отреагированию негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
На занятиях ребята пользуются рабочими тетрадями, в которых нередко выполняют домашнее задание. Таким образом, реализуется одна из форм работы с семьями воспитанников. Родители знакомятся с видами развивающих психологических заданий, поскольку цель психологического занятия не научить ребенка цифрам и буквам, как думают некоторые родители (в этом видя подготовку к школе, а научить его думать, мыслить логически, тренировать умение концентрировать внимание и устанавливать логические связи между объектами. Кроме того для детей педагогом-психологом вводится система индивидуальных поощрений. Дети получают яркую наклейку в рабочую тетрадь за выполненное задание. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему ученику и выстраивания по рейтингу, как это бывает в школе. Сделал работу – получил наклейку, даже если сделано неправильно или есть ошибки. Поощрение ребенок получает потому, что старался. Таким образом, дети понимают, что ошибки – это нормально. Поощрительная система не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой и соответствует требованиям ФГОС.
В конце учебного года по окончании курса занятий дети получают диплом об окончании «Лесной школы» от имени одного из главных героев занятий – учителя Ежа. Это логически завершает цикл занятий в Лесной школе. При этом в начале учебного года ребята получают красочные приглашения, в которых указано, что они зачислены в Лесную школу.
Проводимая таким образом работа дает положительные результаты. Дети, идя в первый класс, психологически более подготовлены к учебной деятельности, ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Для родителей в течение учебного года проводятся консультации: «Шестилетки на пороге школы», «Проблемы личностной готовности ребенка к школе и пути их решения», «Как подготовить ребенка к школе интеллектуально», ««Готовность ребенка к обучению в школе. Адаптация к школе». Психологическое консультирование родителей позволяет расширить их знания о данном возрастном этапе, понятии готовности детей к обучению в школе, предотвратить возможные трудности в адаптации детей к школе; учит развивать у детей мотивационную, личностную и интеллектуальную готовность к школьному обучению, провести профилактику возможных психо-эмоциональных и поведенческих проблем. На предоставленных графиках видна разница между уровнем готовности к школьному обучению на начало учебного года и уровнем готовности к школьному обучению на конец учебного года, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы педагогом-психологом в подготовительной к школе группе.