Олеся Исаева
Создание условий для формирования представлений у детей дошкольного возраста, о хакасской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее десятилетие в системе дошкольного образования Хакасии сделан значительный шаг в реализации различных направлений инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений. В течение нескольких лет педагогическим коллективом ведётся активный поиск инновационных технологий, содержания, форм, методов патриотического воспитания подрастающего поколения с учётом национально-региональных особенностей.
Публикация «Создание условий для формирования представлений у детей дошкольного возраста, о хакасской национальной культуре» размещена в разделах
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Процесс познания и усвоение духовной культуры должен начинаться у детей с раннего возраста.
Педагоги нашего детского сада, поставив цель, углублённого ознакомления воспитанников с Хакасией, с учётом национально-регионального компонента, разработали перспективный план для работы с детьми. В тематике регионального содержания большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению воспитанников с природой родного края, прошлому и настоящему Хакасии. Детям очень нравится играть в хакасские народные игры, слушать песни, сказки, пословицы и поговорки. Дети узнают, что наряду с массовыми играми существуют игры только для мальчиков и только для девочек, связанные, как правило, с трудовыми традициями и социальными ролями мужчины и женщины. Через народное творчество ребёнок познаёт «добро» и «зло». Дети учатся противостоять «плохому», защищать слабых, проявлять заботу, бережно относиться к природе.
В нашем детском саду существует этнический мини- музей, посвящённый истории Хакасии. Музей находится в стадии формирования, однако, на его базе уже проходят выставки «Национальная игрушка», «Музыкальные инструменты», «Народные промыслы».
В процессе работы над созданием этнического мини-музея в нашем детском саду, родители постепенно становятся активными его участниками. Совместно с родителями дети подбирают экспонаты, изготавливают многие своими руками. Родители так же предоставляют в мини-музей предметы хакасского быта и одежды, которые принадлежали их предкам.
Во время проведения выставок в мини-музее проходили экскурсии для детей детского сада. Экспонаты мини-музея подбираются по принципу динамичности и вариативности деятельности, т. е. в музее ребёнок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть-покачать детскую люльку, сыграть на музыкальных инструментах таких как «Чатхан», «Тимiр хомыс», «Хобырах». В музее представлены экспонаты, которые помогают понять культуру, быт, традиции хакасского народа. Огромный интерес у детей вызывает народно-прикладное искусство. Яркие, насыщенные цвета орнамента на одежде привлекают внимание. Дети с большим интересом рассматривают вышивку, которой богато украшена одежда хакасов, необычно завязанный платок, мелко заплетенные косички, национальные украшения пого, серьги, кольца, рукавицы.
Хакасская пословица гласит : «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной»
В наших детях – историческое бессмертие народа. Хакасы говорили : «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих внуках и правнуках». Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитания патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.