наталья шагалкина
Создание современной здоровьесберегающей среды в ДОО по ФГОС. Часть II
▼ Скачать + Заказать документы
В программе отражена система физкультурной-оздоровительной работы, куда входит создание условий для двигательной активности детей, создание здоровьесберегающего пространства (приобретение игрушек каталок, двигателей, качалок, мягких модулей, приобретение специального оборудования для физкультурных занятий (погремушки, флажки, кольца с разными лентами, канаты, дуги, ребристые дорожки, гимнастические палки, набивные мешочки и массажные коврики).
Публикация «Создание современной здоровьесберегающей среды в ДОО по ФГОС, Часть II» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Непосредственно-образовательная деятельность по физическому воспитанию проводится по подгруппам с учетом группы здоровья ребенка. Учитывая психическое состояние воспитанника, подъем после дневного сна идет постепенный: очень возбудимые дети спят на 10-15 минут дольше.
Большое значение имеет организация двигательного режима (приложение). У детей идет накопление и обогащение двигательного опыта. Утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, музыкальные ритмические движения, непосредственно-образовательная деятельность (2 раза в неделю по 8-10 мин., самостоятельная деятельность, физкультурные досуги – все это способствует развитию двигательной активности малышей.
На занятиях по физическому воспитанию необходимо использовать общефизические развивающие и оздоровительные методики :
упражнения на тренажерах. Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей старшего дошкольного возраста;
гимнастика Хатха Йога - всеохватывающая система, включающая в себя легкие, не напряженные позы, растяжки, положения равновесия, дыхание, расслабление и релаксацию;
гимнастика с использованием гимнастических надувных мячей «фитболов», которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата. Упражнения, выполняемые при уменьшенной площади опоры и разных исходных положений, закрепляют правильную осанку, улучшают координацию движений. Являясь подвижной опорой, мяч способствуют тренировке вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Большие гимнастические мячи позволяют задействовать те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других видов упражнений;
«круговая тренировка» - это универсальный способ развития выносливости детей, при которой дети меньше болеют простудными заболеваниями. Круговая тренировка - это серия спортивных упражнений циклического характера, выполняемых фронтально или поточно с индивидуально-максимальной нагрузкой при одновременном участии детей. Круговая тренировка повышает интерес детей к физическим упражнениям, движениям;
игровые упражнения «Веселый тренинг», т. к. дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. На каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре вместе с педагогом в течение 2 мин. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое освоенное упражнение для ребенка - это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании.
Детский врач 3 раза в неделю посещает группу с осмотром детей, предупреждая болезнь на ранней стадии. Дает консультации родителям по поводу здоровья детей. Совместно с медицинской сестрой организует проведение профилактических прививок.
Важным звеном в сохранении и укреплении здоровья детей является режим дня. Ежедневные прогулки способствуют хорошему аппетиту и продолжительному спокойному сну. Во время прогулки в группе проходит сквозное проветривание. После ухода детей домой группа обязательно происходит кварцевание помещения.
В группе детей 2-3 лет организуется работа по предупреждению плоскостопия и развитию мелкой моторики рук. Хождение босиком по ребристой доске, по массажным коврикам обеспечивает правильное формирование стопы ребенка. Перебирание пуговиц, фасоли, гороха, выкладывание мозаики, пальчиковые игры – все это ведет к развитию мелкой моторики, логическому мышлению, вниманию.
Руки – это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. «Надевание колец на пальцы», «снимание их», трение ладошками друг о друга до теплоты», «смывание водичкой мыла» вызывает ощущение легкости, утренней радости. Делая самомассаж в определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
В непосредственной образовательной деятельности и в организации режимных моментов используются оздоровительные технологии : точечный массаж по Уманской А. А. для профилактики и лечения насморка, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, элементы зрительной гимнастики.
В раннем возрасте особое внимание должно уделяться роли питания. У ребенка происходит интенсивный процесс роста, развивается моторная деятельность. Дети в детском саду получают сбалансированное 4-разовое питание, на второй завтрак в рационе – напиток шиповника, сок или фрукты. За весом следит медицинская сестра. Три раза происходит взвешивание ребенка на первом году жизни. В учреждении действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей : по заболеваемости, по уровню сформированности физических качеств, по адаптации к условиям ДОУ.
В ДОУ здоровье сберегающая среда считается сформированной, если соответствует всем требованиям федерального стандарта: здоровый морально-психологический климат, гигиена помещения, современный дизайн, рациональный режим деятельности, современная образовательная программа (например, Венгера, методики, технологически отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения (открытость, динамизм, гибкость, взаимодействие всех педагогических систем).
Заключение
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Педагогическим коллективом и медицинским персоналом должна вестись целенаправленная работа по созданию здоровье сберегающей среды, обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья воспитанников.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, систематическая работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Список используемой литературы
Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». - М., Сфера, 2009
Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников». - Санкт-Петербург. Речь, 2010
Козырева О. В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников». - М. Просвещение, 2012
Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ». – Волгоград, 2011
Кулик Г. И. «Школа здорового человека». - М., Сфера, 2010
Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». - М., «Мозаика-Синтез», 2013
Овчинникова Т. С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» - Санкт-Петербург, «КАРО», 2012