Шахова
Создание социокультурного пространства для детей раннего возраста посредством технологии «Материнский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание социокультурного пространства для детей раннего возраста посредством технологии «Материнский фольклор» (технология Тепловой А. Б.)
Одним из важных факторов положительного адаптационного периода у малышей является образовательная среда в группе, которая помогает создать эмоционально - положительную атмосферу. Ранний возраст - это время, когда дети только ещё привыкают к условиям новой коллективной жизни с другими детьми и незнакомыми пока взрослыми. Когда ребёнок приходит в детский сад, для него все незнакомо: группа, воспитатели, и, расставаться с родными людьми, ему очень тяжело, поэтому главная задача воспитателя - это получить доверие ребёнка.
Темочки:
- Младшая группа
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
Поэтому организуя образовательную деятельность в группах раннего возраста, мы придерживались рекомендации авторской технологии Тепловой А. Б. «Материнский фольклор в образовательной среде». Что же такое «Материнский фольклор»? – это инструмент народной педагогики, который способствует раскрытию ценностно-смысловой составляющей образа мира, формированию представлений о социо-культурном окружении, о собственной телесности, заложению основ нравственного развития.
Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Колыбельная песня как много в этих звуках! Тепло и внимание, заботу и нежность, искреннюю привязанность и неисчерпаемую любовь передают родители своим малышам через эти простые и столь важные мелодии. И мы своей практике так же очень активно применяем колыбельные песенки. Например, когда детей укладывать спать, мы проговариваем:
Спи глазок, спи другой
Я всегда буду с тобой.
Глазки закрывай баю-бай» (ФОТО)
В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы поем колыбельные, используя имена детей.
Уж я Вовушку (или Лёвушку, или Лёшеньку, или Танечку) люблю, да укачаю-укладу,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,
Бай-бай, бай-бай. (ФОТО)
А еще перед сном мы с детьми проводим пальчиковые игры основе фольклорного материала
Пусть малыш сожмет все пальчики в кулачок.
Этот пальчик хочет спать, Разогните большой пальчик малыша.
Этот пальчик лег в кровать, Разогните указательный пальчик малыша.
Этот пальчик прикорнул, Разогните средний пальчик малыша. (ФОТО)
А после сна проснулся малыш, потягивается, его гладят по животику:
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём. (ФОТО)
Кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого, и конечно на помощь к нам приходит «материнский фольклор».
Например, мы с ребятами, когда собираемся на прогулку, а на улице пасмурно, то мы кричим солнышку:
Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек. Солнышко, выгляни! Красное, высвети!
Или когда с детьми умываемся, то обязательно проговариваем:
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать. (ФОТО)
Когда причёсываем девочек, обязательно читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Для расширения кругозора при рассматривании картинок и книжек с изображением домашних животных, например коров, мы детям читаем:
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!" (ФОТО)
С целью систематизации применения материнского фольклора в образовательную деятельность мы создали картотеку, где выдели темы «Колыбельные песенки», «Кричалки для прогулки», «Потешки для знакомства с окружающим миром», «Стишки для развития речи», «Загадки». (ФОТО)
Основываясь на опыте, можно сказать, что использование фольклора в работе с детьми раннего возраста развивает у малышей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества