Татьяна Мелехова
Создание развивающей среды — путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоциональной сферы ребенка, приобщает к духовному богатству. Кроме того, настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития различных видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, певческого.
Публикация «Создание развивающей среды — путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для этого необходимо создать специальные условия организовать предметно-развивающую среду, максимально обеспечивающую перевод дошкольника на позицию субъекта детской деятельности, освоение которой поможет ребенку самореализоваться и успешно перейти к следующему возрастному этапу - школьной жизни.
В группе детского сада, особенно где театрализованная деятельность является приоритетным направлением, организация развивающей среды поставлена на высоком уровне и может быть представлена в виде центров, каждый из которых несет свою функцию в развитии ребенка, технологию работы с материалом, обеспечивающую самостоятельность, следовательно и свое вещно- предметное наполнение и расположение.
В последние время в дошкольных учреждениях широко используются театральные студии - специально оформленные комнаты или специально отведенное место в группе. В театральной студии дети проводят репетиции, представляют спектакли, учатся актерскому мастерству. Здесь, как правило, размещается подиум, разновидности театрализованных игр, костюмы, маски, музыкальные инструменты, разнообразные многофункциональные ширмы. В помощь юным артистам в самостоятельной театральной деятельности могут прийти технические средства (DVD- диски, обучающие компьютерные программы, наглядная информация в виде моделей последовательности постановки спектакля. Cубъективным участником детской театрализованной деятельности ребёнок становиться при условии, если способен поставить цель предстоящей деятельности (постановка спектакля, искать средства реализации (подобрать материал,
оборудование, осуществлять необходимые действия (репетировать, изготавливать декорации и кукол) и представлять результат своей работы. Все эти показатели формируются в процессе целенаправленной ежедневной образовательной работы и соответствующих условий.
У актеров кукольного театра должны быть гибкие и сильные пальцы. Для этой категории артистов необходима своя гимнастика - пальчиковая. Осознавая необходимость систематической работы по развитию мелкой моторики, в группах оформляются уголки пальчиковых игр. Там можно не только самостоятельно демонстрировать пальчиковые игры, но и научиться показывать фокусы с различными предметами, основная цель которых состоит в развитии ловкости и гибкости пальцев рук. Уместны в этом центре и игры с камушками – смысл таких игр в умении быстро производить определенные действия с камнями. Для самостоятельного использования пальчиковых игр в повседневной жизни, детям помогают специальные карточки, на которых символически изображено название и содержание игры.
Художественно-ручной труд с бумагой «Оригами» также способствует развитию пальчиковой гибкости. Дети, ещё не умеющие читать легко осваивают оригамскую грамотность и затем увлеченно работают самостоятельно. В центре «Оригами» целесообразно иметь карты с изображением несложных значков, обозначающих действие с бумагой. Ценность центра «Оригами» для театрализованной деятельности в том, что воспитанники с удовольствием обыгрывают своих бумажных героев посредством игр-драматизаций.
Большое значение придаётся оборудованию центра «Чудесная мастерская», цель этого центра: изготовление сказочных персонажей, кукол, декораций или атрибутов к спектаклю. Предметная среда мастерской вмещает большое количество самых разнообразных материалов: бумага разного формата и цвета, ножницы, клей, нитки, катушки от ниток, различная ткань, мех, пустые пластиковые бутылки, брусочки, варежки, перчатки и др. Главное требование к материалам – чистота, экологичность, эстетичность. Предметно-схематические модели, отражающие трудовой процесс от цели к результату деятельности, помогут юным мастерам сначала
с помощью взрослых, а затем и самостоятельно смастерить несложные предметы, необходимые к спектаклю.
В центре «Развитие речи» размещаются настольно-печатные игры, способствующие развитию речевых, сценических коммуникативных навыков; художественная литература, сюжетные картинки, иллюстрации с изображением времен года, альбом с фотографиями детей группы, исполняющих роли в спектакле.
С целью освоения оформительской деятельности, передачи образов персонажей, усвоения последовательности событий организовывается художественно-творческий центр, где у воспитанников имеется возможность заняться продуктивной деятельностью : рисованием, лепкой, аппликацией по теме произведения.
Развивающая среда группы детского сада может включать и другие центры, например музей театральных вещей, костюмерная и др., названия которых говорят сами за себя.
При недостаточных условиях и небольших по площади группах возможно связность различных функциональных зон, например можно объединить музыкальный центр с театральной студией, центр пальчиковых игр с «развитием речи».
Для «оживления» развивающих центров необходимо постепенно вводить новый материал по мере ознакомления с ними на занятиях. В размещении оборудования центров хорошо соблюдать вариативность, рациональное расположение, позволяющих ребенку реализовать замысел в любое время, гибкость и управляемость среды. Очень полезно периодически организовывать в этих центрах различные конкурсы, мастер-классы, выставки, семинары-практикумы, творческие отчеты для родителей. Все эти мероприятия неизбежно внесут новую струю в оформление, обогащение и пополнение предметно-развивающей среды не только группы, но и детского сада в целом.