Елена Боровик
Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Погружая дошкольника в развивающие, эмоционально благополучные условия мы в первую очередь заботимся о его психическом и физическом здоровье, развитии интеллекта, воспитании нравственной, духовной личности.
Много инновационных форм работы с дошкольниками используется воспитателями для достижения поставленных целей. Это могут быть и индивидуальны карты развития ребенка, технологические карты, проектирование детской деятельности по различным направлениям работы. Сегодня мы рассмотрим ещё одну форму взаимодействия ребенка с окружающим миром – это индивидуальный образовательный маршрут развития дошкольника. Даная форма является универсальной, т. к. может использоваться воспитателем как в работе детьми с особыми потребностями, так и с детьми одаренными, талантливыми, норма развития.
Публикация «Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды » размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Слайд №2
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка дошкольного возраста в образовании и обучении.
ИОМ предусматривает реализацию всех образовательных областей и их интеграцию в образовательном пространстве, в котором находятся дети. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть индивидуальный маршрут развития ребенка по одной образовательной области – социально-коммуникативное развитие.
Структура ИОМ включает:
Слайд №3
1. Основную цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : - создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – коммуникативного развития.
Слайд №4
2. Задачи по созданию развивающих условий в направлении социально – коммуникативного развития дошкольника :
• Организовать сетевое взаимодействие всех участников образовательных отношений, единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала МБДОУ, родителей воспитанников, учреждений искусства и культуры, с целью реализации задач социально-коммуникативного развития ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
3. Индивидуально - образовательный маршрут определяется :
Государственным заказом, потребностями и запросами родителей, индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников. возможностями МБДОУ.
4. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
- для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Слайд №5
5. Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной (к которой относятся - лепка, аппликация, рисование, ознакомление с произведениями искусства, конструирование) и другие виды деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени;
• формирование личностных качеств личности;
• адаптация дошкольников к окружающему миру, восстановление духовно-нравственных ценностных преставлений.
Слайд №6
При разработке индивидуального маршрута мы учитывали следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Изучая методическую, психолого-педагогическую литературу, учитывая требования к организации детской деятельности ФГОС ДО, требования к воспитателю в соответствии Профстандарта педагога (предполагается вводится в действие с 01.01.2019 г., нами были выделены:
Слайд №7
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Слайд №8
Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Слайд №9
2. Диагностический этап.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом- психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка.
Слайд №10
По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
Слайд №11
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
Слайд №12
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Слайд №13
Методы, которые мы используем в практической деятельности с детьми:
• Экскурсии, беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Слайд №14
При реализации индивидуальных маршрутов мы обязательно планируем свою деятельность в календарных планах, подбираем дидактический материал, художественные произведения, весь методический набор, создаём условия.
Слайд №15
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута.
Слайд №16
Предполагаемый результат :
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем
. выявление сформированных черт характера личности (духовности, нравственности, патриотических чувств, гражданской позиции).
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу, организуем насыщенную деятельность по формированию личностной сферы воспитанника, помогаем дошкольнику адаптироваться в сложном мире взаимоотношений, ведем работу по сопровождению ребенка в окружающей действительности.
Слайд №17