Получи документы

Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Наталия Кулаева
Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Текст к презентации:

Слайд 1 Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Публикация «Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». На практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка создание социальных условий жизни, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Слайд 2 что же такое РППС? С позиций Стандарта дошкольного образования развивающая образовательная среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды прочитать со слайда, а иными словами …. читаю на слайде

Слайд 3 в ФГОС ДО четко прописано каким требованиям должна отвечать РППС ДОУ

Насыщенность

• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 4 Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник. Для того чтобы предметно-пространственная среда действительно носила индивидуализирующий характер, необходимо учитывать несколько принципов её построения.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, одно из условий, данного принципа, которое делает общение более существенным – это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения смог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться».

Принцип активности, реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды.

принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, что будет способствовать формированию у детей новых компетенций

Принцип эмоциональной среды и комфортности заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребёнка. Создаётся так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность каждому ребёнку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.

Принцип «половых и возрастных» различий позволяет предоставить девочкам и мальчикам возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Слайд 5

При формировании предметно-развивающей среды группы нет жёсткого стандарта, педагоги сами учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни. Кроме того, при организации предметно-пространственной среды следует помнить, что окружающее ребёнка пространство должно способствовать не только развитию его творческого потенциала, но и иметь обучающую и развивающую направленность. Вокруг ребёнка не должно быть хаоса, перенасыщенности и беспорядочности в элементах предметно-пространственной среды. Именно поэтому необходим повышенный интерес к преобразованию предметно-развивающей среды ДОУ. Мы понимаем, что выполнение требований и принципов построения РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны. Работая над этим, ученые выявили 4 модели РППС.

Первая модель отражает идею разной степени активности детей. В помещении выделена спокойная зона, активная и рабочая. Это позволяет создать для детей благоприятную обстановку для сосредоточенной деятельности, есть место для активных игр, и, выработав общие правила поведения, можно договориться с детьми, что «никто никому не мешает». Это позволяет детям освоить общепринятые культурные нормы, этику поведения. Кроме того, представленная модель иллюстрирует организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Слайд 6 модель 2 В данной модели игрушки и дидактический материал имеют свое определенное место. Это важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку им нужна привычная стабильная среда, когда «каждой игрушке свое место» Как говорят психологи «Порядок в вещах – порядок в мыслях». Малыши еще не готовы самостоятельно преобразовывать среду под замысел. На данном возрастном этапе важнее научиться складывать вещи и игрушки на место. Такая среда предсказуема, что делает ее психологически комфортной для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Но это не значит, что в этой среде все статично и неизменно. Преобразования осуществляет взрослый – периодически сменяя материал в уголках (убираем привычный и вносим новый, или создавая сюжетные ситуации (выставляем «магазин» или создаем «зоопарк» из игрушечных животных). Игровая инициатива детей младшего возраста обусловлена предметной средой, поэтому воспитатель продумывает и создает эту предметную среду. Данная модель может быть использована и в старшем возрасте, но тогда необходимо продумать, как выполнить все требования и принципы построения РППС.

Слайд 7 модель 3 иллюстрирует предметную среду в виде центров активности. Игрушки и оборудование хранятся на своих местах, но во время работы в «Центрах активности» дети и педагог берут нужный материал и создают необходимую среду для реализации идей. В данной модели очень ярко выражен принцип динамичности. Кроме того, активность и самостоятельность детей может быть выражена максимально.

Слайд 8 В последней модели принципы активности и динамичности представлены в максимальной степени. Предметные среды могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред в зависимости от ситуации, замысла детей, актуальных потребностей.

Слайд 9 В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и другие материалы) развивающей предметно-пространственной среды меняются, обновляются и пополняются. Именно в этом случае среда является не только развивающей, но и развивающейся. Педагогическим коллективом нашего детского сада продолжается поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды. Главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Слайды 10-17 Далее вашему вниманию представлена развивающая среда в группах нашего детского сада

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №350» Курчатовского района г. Челябинска Максимова Галина Георгиевна «Проектирование развивающей.

Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды» «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…» Л. С. Выготский Понятие.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ После внедрения ФГОС ДО в РППС произошли большие изменения. Всем педагогам.

Опыт создания предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ своими рукамиОпыт создания предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ своими руками Здравствуйте, уважаемые посетители моей странички, мои друзья и коллеги. Сегодня я решила поделиться своим опытом создания развивающей среды.

Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУ Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ с учетом ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.

Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Проектирование и построение развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ДОУ. Тема"Веселится детвора новый год встречать.

Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Красная шапочка» Цель: создание в группе.

Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ В современной системе образования РФ – дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 18:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Кулаева (УИ 375082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД