Получи документы

Создание психолого-педагогических условий для формирования навыков общения средствами театрализованной деятельности

Воробьёва Екатерина Сергеевна
Создание психолого-педагогических условий для формирования навыков общения средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики. Данная тема актуальна и на современном этапе, так как формирование коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным законом общества – формирование социально развитой личности ребенка.

Публикация «Создание психолого-педагогических условий для формирования навыков общения средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Театрализованная деятельность как фактор формирования коммуникативных способностей ребенка позволяет создать условия для достижения ребенком целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Т. И. Чиркова, описывая театрализованные игры, отмечала что они

«являются одной из разновидностей сюжетно-ролевой игры. Они занимают важное место в жизни дошкольников. В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах, а также создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, даёт возможность применять собственный потенциал и способности, учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться и общаться. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет». [14, с. 74]

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте детей не устраивает только воспроизведение сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Дети заинтересованы в игре на литературных произведениях, раскрытии в ней своих чувств, воплощении своей мечты, разыгрывании фантастических сюжетов, придумывании историй.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются. Дети начинают инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. При этом, как отмечает Е. И. Щербакова [16, с. 74], решается «целый комплекс проблем:

-дети последовательно знакомятся с видами театра;

-поэтапно осваивают виды творчества по возрастным группам;

-совершенствуют артистические навыки;

-ведется работа над речью и интонацией;

-прорабатываются коллективные взаимодействия;

-вырабатывается умение сочувствовать, сопереживать».

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Н. С. Карпинской [6, с. 74], Л. С. Фурминой [15, с. 136] и другими, было установлено:

1) Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Л. С. Фурмина отмечала, что наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством [14, с. 146]. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

2) Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте, как определил Кофман, становится возможным специальное обучение детей способам художественно - образной выразительности [8, с. 191].

3) В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Н. С. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях :

на первом – дети коллективно воспроизводят текст сказки;

на втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);

на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.

Анализ методической литературы и опыта работы Н. Ф. Сорокиной[10, с. 18], Е. И. Щербаковой показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие коммуникативных навыков. В результате были найдены интересные методические приемы:

- самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами;

- предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок;

- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое.

А. П. Панфилова рассуждает, что «процесс развития дошкольника как личности неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, нельзя научить его проявлять свою индивидуальность, быть коммуникативной личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах».[9, с. 109]

Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Л. С. Выготского, создает возможность для личностного роста человека. Он утверждал, что «определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он сможет справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности». [3, с. 37]

Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий становления личности ребёнка. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Педаги и родители должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья.

Театральное творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [4, с. 24].

Итак, были выделены и охарактеризованы наиболее важные психолого-педагогические условия по развитию театрализованной деятельности у дошкольников. Учет и выполнение данных условий будет способствовать более эффективной работе по развитию театрализованной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание. - 2014.- №2. 4-17 с.

2. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст] : Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л. П. Бочкарева // - Ульяновск. - ИПКПРО. - 1993.

3. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в детском возрасте [Текст]/ Л. С. Выготский// – М. - 1956.- 305 с.

4. Выготский,Л. С. Психология искусства[Текст] /под ред. М. С. Ярошевского/ – М. – Педагогика. - 1987. – 344 с.

5. Доронова, Т. Н. Играем в театр [Текст] : Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / Т. Н. Доронова // - М. - Просвещение, 2004

6. Карпинская, Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей [Текст] : Художественное слово в воспитании дошкольников / Н. С. Карпинская // - Москва. - 1972.

7. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] :

/ Т. Н. Караманенко // - М. - Просвещение. - 1969.

8. Кофман, Н. С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой

деятельности. Художественное творчество в детском саду [Текст] :

Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред.

Н. А. Ветлугиной// – М. - Просвещение. - 2013. – 72 с.

9. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [Текст] : учебное посо-

бие для студ. сред, учеб. заведений / А. П. Панфилова// — М. – Изда

тельский центр «Академия». - 2007. — 288 с.

10. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] : Пособие для вос

питателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных

руководителей детских садов. Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования РФ / Н. Ф. Сорокина // - М. – АРК-

ТИ. - 1999.

11. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] : Программа «Театр

– Творчество – Дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополни

тельного образования и музыкальных руководителей детских садов.

Рекомендовано Министерством образования РФ /Н. Ф. Сорокина // М.

– АРКТИ. - 2002.

12. Сорокина, Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календар-

ное планирование [Текст] : Пособие для воспитателей, педагогов до-

полнительного образования и музыкальных руководителей детских

садов /Н. Ф. Сорокина // М. – АРКТИ. - 2004.

13. Сорокина, Н. Ф., Миланович, Л. Г. Куклы и дети [Текст] : Кукольный

театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет / Н. Ф. Сороки-

на, Л. Г. Миланович // – М. – Обруч. - 2012.

14. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших

дошкольников в театральных играх [Текст] : Художественное творчес -

тво и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной// – М. – Педагогика. - 2012. –

99 с.

15. Фурмина, Л. С. «Театрализованная деятельность в детском саду», М. : ТЦ Сфера, 2009г.

36. Чиркова, Т. И. Учет индивидуально – психологических особенностей

детей. [Текст] / Т. И. Чиркова // Дошкольное воспитание. -1986.- №5. -

38-42 с.

16. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в иг-

ре [Текст] : Учебное пособие / Е. И. Щербакова// – М. - Просвещение. -

1984 - 42с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание психолого-педагогических условий для формирования навыков общения средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 21 марта 2021 в 15:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание психолого-педагогических условий для формирования навыков общения средствами театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Воробьёва Екатерина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД