МААМ-картинки

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды

Наталья Залата
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования – внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя из требований ФГОС ДО перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.

Актуальноть

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это – создание психологически комфортной образовательной среды в группах дошкольного образовательного учреждения, которая является частьюразвивающей предметнойсреды в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. (В. А. Ясвин)

Психологическая безопасность - это состояние среды, создающее защищённость или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО

Задачи:

Создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО

Создание условий для естественного всестороннего развития детей, и их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

В связи с этим, возникает необходимость создания психологических уголков в каждой возрастной группе детского сада.

Уголок психологической разгрузки.

это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Психологический уголок— реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения»(«Уголка настроения»).

«Уголок уединения» - это место,

где ребёнок может уединиться

во время длительного

пребывания среди

большого числа сверстников,

успокоиться, расслабиться,

поиграть с любимой игрушкой,

рассмотреть фотографии, книги,

«позвонить» маме или

просто помечтать.

Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д. ;

Светофор настроения

Светофор, выражающий разное настроение (Грустное, нейтральное, веселое). Ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на прищепку, и вешает ее на подходящий сигнал светофора. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

«Сердечко – мирилка»

помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную

сторону. Дети, вставляя в нее руки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение – мирилку.

Стихотворения – мирилки могут меняться.

Дает возможность закрепить правила

общения между детьми.

Зеркало настроения –

зеркало, к которому прилагается альбом настроения, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится

Альбом настроения

альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков

Массажные мячики-ежики

это мячики-ежики разного цвета и размера

(также можно использовать шишки).

Мы обучаем детей разным способам катания

мячиков в ладошках, по внешней и

внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

«Тактильные мешочки»

Формировать умение

обследовать поверхность

подушечками пальцеви всей

ладошкой, способность

работать не спеша,

сосредоточенно. Развивать

мелкую моторику рук.

Стаканчики грусти, печали и для секретов

представляют собой красиво оформленные стаканы. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется

«Коробочка гнева и раздражения»

«Копилка плохого настроения»

темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

Дарц с шариками на липучках

Коврик злости

предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме.

Коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об него ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение

Интерактивная картотека для психологической разгрузки

Аудиозаписи со звуками

• природы (шум моря,

• шорохи леса и т. д.)

• для отдыха.

Видеосюжеты

Видеопсихогимнастика

Использование технологии Лепбук

Лепбук — это книжка на коленях,это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными

деталями, вставками, которые ребенокможет доставать, передвигать,

складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал

по какой – то определенной теме.

Волшебный стул.

для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова. Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.

Наличие атрибутики для сюжетных игр

Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия. У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу. А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».

Важно помнить!

Все игры и игрушки не должны хранитьсяв уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Благодаря систематизации игр и упражнений, направленных на комфортное пребывание детей в группе адаптация моих детей прошла быстро и безболезненно.

Публикации по теме:

Создание образовательной среды на участке «Путешествуем в сказку» (старшая группа)Создание образовательной среды на участке «Путешествуем в сказку» (старшая группа) Как создать на участке зимой образовательную среду "Путешествуем в сказку" для сюжетно - ролевой игры "З ей Горыныч и девица - красавица".

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 12:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Залата (УИ 115098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД