Наталья Залата
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования – внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя из требований ФГОС ДО перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.
Актуальноть
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это – создание психологически комфортной образовательной среды в группах дошкольного образовательного учреждения, которая является частьюразвивающей предметнойсреды в дошкольном образовательном учреждении.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. (В. А. Ясвин)
Психологическая безопасность - это состояние среды, создающее защищённость или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО
Задачи:
Создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО
Создание условий для естественного всестороннего развития детей, и их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
В связи с этим, возникает необходимость создания психологических уголков в каждой возрастной группе детского сада.
Уголок психологической разгрузки.
это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Психологический уголок— реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения»(«Уголка настроения»).
«Уголок уединения» - это место,
где ребёнок может уединиться
во время длительного
пребывания среди
большого числа сверстников,
успокоиться, расслабиться,
поиграть с любимой игрушкой,
рассмотреть фотографии, книги,
«позвонить» маме или
просто помечтать.
Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д. ;
Светофор настроения
Светофор, выражающий разное настроение (Грустное, нейтральное, веселое). Ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на прищепку, и вешает ее на подходящий сигнал светофора. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.
«Сердечко – мирилка»
помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную
сторону. Дети, вставляя в нее руки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение – мирилку.
Стихотворения – мирилки могут меняться.
Дает возможность закрепить правила
общения между детьми.
Зеркало настроения –
зеркало, к которому прилагается альбом настроения, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится
Альбом настроения
альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков
Массажные мячики-ежики
это мячики-ежики разного цвета и размера
(также можно использовать шишки).
Мы обучаем детей разным способам катания
мячиков в ладошках, по внешней и
внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
«Тактильные мешочки»
Формировать умение
обследовать поверхность
подушечками пальцеви всей
ладошкой, способность
работать не спеша,
сосредоточенно. Развивать
мелкую моторику рук.
Стаканчики грусти, печали и для секретов
представляют собой красиво оформленные стаканы. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется
«Коробочка гнева и раздражения»
«Копилка плохого настроения»
темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);
Дарц с шариками на липучках
Коврик злости
предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме.
Коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об него ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение
Интерактивная картотека для психологической разгрузки
Аудиозаписи со звуками
• природы (шум моря,
• шорохи леса и т. д.)
• для отдыха.
Видеосюжеты
Видеопсихогимнастика
Использование технологии Лепбук
Лепбук — это книжка на коленях,это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными
деталями, вставками, которые ребенокможет доставать, передвигать,
складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал
по какой – то определенной теме.
Волшебный стул.
для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова. Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
Наличие атрибутики для сюжетных игр
Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия. У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу. А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».
Важно помнить!
Все игры и игрушки не должны хранитьсяв уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.
Благодаря систематизации игр и упражнений, направленных на комфортное пребывание детей в группе адаптация моих детей прошла быстро и безболезненно.