Алдынай Делбиш
Создание предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС
Управление образования администрации муниципального района
«Монгун-Тайгинскийкожуун Республики Тыва»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Хамнаарак с. Мугур-Аксы
«Создание предметно-пространственной среды
на территории дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
Докладчик: Делбиш Алдынай Кара-ооловна,
воспитатель старшей группы
Мугур-Аксы 2014
Публикация «Создание предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Создание предметно-пространственной среды
на территории дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС дошкольное образование должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Одной из составляющих условий дошкольного образования, является предметно-пространственная среда, которая берет на себя важную развивающую роль дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно - развивающая среда - эффективное средство формирования личности ребёнка. В условиях обновления содержания дошкольного образования, территории групповых участков и детского сада, способствуют эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с уютного и красочного двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает.
Территория дошкольного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка-дошкольника, здесь он проводит чуть не половину всего своего времени, я думаю, со мной согласится каждый здесь присутствующий. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Но даже большой объём знаний, усвоенных ребёнком, не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к природе. Если ребёнок будет лишь отстранённым наблюдателем, то ему не понять, для чего нужно беречь и охранять природу. Важно сформировать у ребёнка-дошкольника неравнодушное отношение к окружающей природе, интерес к ней через использование проблемных ситуаций, игр природоведческого характера, художественной литературы, наблюдений в природе, поисковую, исследовательскую деятельность.
Реализация предметно-пространственной среды на территории МАДОУ «Хамнаарак» в соответствии с ФГОС
Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада.
Задачи:
1. Оборудовать участок ДОУ в соответствии с ФГОС, современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению работы с детьми.
2. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.
3. Улучшить художественное оформление участка ДОУ.
4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
5. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности.
6. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
Оформление территории детского сада делится на несколько площадок: эстетическая, физкультурно-спортивная, игровая.
Эстетическая площадка:
Около здания детского сада разбиты цветочные клумбы - традиционные и созданные из автомобильных покрышек, бросового материала. Детей и родителей встречает веселая сороконожка, маленькие поросята, а также озеро с рыбами, островок радости: черепаха, попугаи и миленький лев.
Красочная сороконожка - радует детей и родителей своей яркостью и красотой.
Клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе, экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.
Физкультурно-спортивная площадка – важная часть территории детского дошкольного учреждения. На площадке имеются снаряды для лазанья, разнообразное нетрадиционное оборудование: бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия, выносное оборудование - мячи, скакалки, обручи, мешочки с песком, кегли и т. д. А также мы заказали новый спортивный инвентарь, который должен прибыть в сентябре.
Игровая площадка
Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, элементарного экспериментирования, конструирования.
На прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей, теневые навесы, где можно спрятаться от солнца и дождя.
Одно из любимых мест ребят – центр «песок - вода». Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Для игры с песком, водой, глиной, красками подобрано специальное оборудование (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки, формочки, совочки, ведерки, палочки и т. д.).
Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, их свойствах.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Используя предметно-пространственную среду на территории детского сада и групповых участков, где всё доступно, открыто, рационально, целесообразно и эстетично воспитатели смогут умело развивать детей на всех мероприятиях.
Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности. В дошкольном учреждении через благоустройство территории развивается дошкольник.
Таким образом, поставленная нами цель частично реализована и в последующем будем продолжать работать над развитием предметно-пространственной среды.
Использованная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013;
2. Журнал «Старший воспитатель» №1 2014;
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2014:
4. Научно-практический журнал: инструктаж по физической культуре дошкольного образовательного учреждения №4 2010
5. Сборник методических разработок республиканского фестиваля педагогических идей «открой себя». Составитель Сагачева Н. В. Кызыл 1011