Елена Сидорова
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе?
Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Публикация «Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Поэтому немаловажной задачей в работе считаю формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения.
Для решения этих задач я, как музыкальный руководитель, применяю некоторые методы и приёмы.
Так, например, каждое музыкальное занятие начинаю с приветствия «Минута вхождения в день».
Это стало доброй традицией, благодаря которой создаётся определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и птицам, цветам и деревьям.
Минутка вхождения в день «Солнце проснулось» Е. Сидоровой[/u]
Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики)
Всем улыбнулось (разводят руки в стороны).
Согрело ладошки (потирают ладошки,
Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается,
Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк),
У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой)
С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу)
И нежно запело: «А-а-а-а-а-а-а-а!» (кластерное пение, т. е. без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку).
В моей копилке как разнообразный опыт лучших педагогов-музыкантов таких, как Т. Боровик, О. Боромыковой, С. Коротаевой, И. Бодраченко, М. КартушинойТ. Э. Тютюнниковой, так и собственные педагогические находки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.
Песенка «Ключик в сердце» сл. и муз. Е. Пряхиной
(Левая ручка на сердечке, вправой – воображаемый ключик, ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными руками, обнимаются).
Ключик в сердце повернись
Дверка в сердце отворись,
Спой волшебные слова:
«Я, мой друг, люблю тебя!»
Или, если слова обращены к маме:
«Мамочка, люблю тебя!»
Мирилка «Повторяй за мной скорей».Е. Сидоровой;
Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак пальчиком);
Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу);
Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками);
Будем мы мириться (друг другу подают руки);
Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки);
И со мной ты покружись (кружатся);
Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки);
Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши);
На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу смешные движения, пытаются их повторить в совместном танце.
Мирилка «Давай дружить!»
Слова неизвестного автора, Композ. движ. Е. Сидоровой.
[/b]
Хватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком)
Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево);
Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы);
Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу ладошки);
Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками);
И дружить как прежде будем! (Рукопожатие, обнимаются).
Мирилка «Рассержусь – улыбнусь» Е. Сидоровой. [/b]
Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами отворачиваются);
Скажешь тихо: «Улыбнусь!» (Улыбаясь, поворачиваются);
Долго в ссоре быть нельзя,(подают друг другу мизинчики);
Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются).
Мирилка «Стань добрей!»
Слова неизвестного автора,Комп. движ. Е. Сидоровой. [/b]
Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой); Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки, выполняя вместе маятниковые движения);
Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга - ладушки);
И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии).
Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным сопровождением и без, что позволяет его использовать не только на музыкальных занятиях, но и в любых видах деятельности, как динамическую паузу, или организационный момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому.
Важной задачей по воспитанию социально- коммуникативных отношений считаю включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры. В коммуникативных танцах и играх эффективно решаются следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
Коммуникативные танцы и игры использую в самых разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на прогулках.
Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры.
«По дорожке мы шли».М. Картушиной
(Вариант распределения различных шумовых инструментов)[/u]
В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети, взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова:
«По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются)
Инструменты взяли, весело сыграли!» (берут инструмент, играют).
«Жу-жу-жу» Е. Сидоровой
(Вариант раздачи инструментов)
Прошу детей закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий или я сама произношу или пою:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я бубен положу?»
Или: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я ложки (врубель, трещотку, шумелку) положу?»
Как правило, конфликтов и недовольств не бывает.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и во время свободной деятельности, где моделируются и анализируются заданные ситуации); в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, на музыкальных занятиях с использованием элементов психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно- исполнительского и творческого характера на мышечную релаксакцию, на развитие способности к эмпатии (сопереживанию, на формирование позитивного отношения к окружающим и своему Я, на осознание своих характерных особенностей, на регулирование имеющихся у них неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые препятствуют полноценному развитию детей.
Вашему вниманию игровой материал, который с успехом может использоваться педагогами как с музыкальным сопровождением, так и без него. Обратите внимание на то, как органично вплетается в него этюд на выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами изображают капризных, недовольных детей, а затем весело убегают от дружочка – ремешочка.
Игра «Дружочек – ремешочек» В. Гомоновой[/u]
Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают капризуль:
«Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня».
Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек – ремешочек!».
Игра завершается весёлыми догонялками.
Моими помощниками по развитию у детей эмоциональной сферы являются следующие пособия:
«Давай познакомимся» И. А. Пазухиной (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольнико3-4, 4-6 лет); С-П; 2008;
«Давай поиграем» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет); С-П; 2008;
«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления сложных ситуаций, включаю этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей слушать другого».
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. Использую такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.
Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми.
Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их поддержка и старание в создании общего эмоционально – позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым и желанным.