Виктория Иванищева
Создание музыкальных мультфильмов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Всем детям нравится слушать и читать сказки и рассказы, придумывать истории и рассказывать их другим, фантазировать, изобретать, рисовать и создавать новые миры на бумаге, слушать красивую музыку, петь, сочинять свои песни и напевы, смотреть увлекательные мультфильмы и фильмы. Мультстудия дает возможность соединить такие интересные для детей занятия. Мультфильмы для них – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления.
Публикация «Создание музыкальных мультфильмов в ДОУ» размещена в разделах
Целью мультстудии является формирование художественно-творческих способностей дошкольников, развитие у детей познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов.
Творческие способности детей многогранны: одни ребята любят лепить из пластилина, другие конструировать, третьи рисовать, вырезать и делать поделки, а кто-то сочиняет стихи и сказки, хорошо поёт, подражает звукам, играет на музыкальных инструментах и т. п. Все эти творческие способности дети могут реализовать в мультстудии. Сама же музыка способна оказывать влияние на формирование важных качеств ребенка, таких как сочувствие, доброжелательность, искренность, умение сопереживать.
Создавая мультфильм, дети чувствуют себя волшебниками, их герои начинают оживать, воплощая в жизнь все их фантазии. С помощью мультипликации интересы взрослого и ребенка сближаются, взрослый начинает взаимодействовать с ребенком, лучше понимать его, а ребенок вступает с педагогом в доверительные отношения, так как они заняты одним делом. Мнение каждого участника процесса очень важно. Процесс обучения превращается в увлекательное путешествие как для ребенка, так и для взрослого. В рамках занятий в мультстудии дошкольники имеют возможность закрепить навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, их свойствами и возможностями, освоить различные виды техник художественно-творческих работ. Также дошкольники работают с микрофоном, камерой, компьютером и другим оборудованием и техникой. Воспринимая и создавая мультипликационные фильмы, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать.
При изучении с детьми темы «Состав симфонического оркестра», появилось желание создать серию мультипликационных фильмов «Музыкальный городок». Ребята зажглись этой идеей. Город назвали Симфобург, моментально в городе появились улицы Мажорная, Минорная, Скрипичная. Жителями города стали группы инструментов. В семействе Струнных – дочка Скрипочка и сын Альт, их родители – мама Виолончель и папа Контрабас. В городе также проживает семья Духовых – папа Фагот и мама Флейта, а также их сынишки – Габой и Кларнет. По соседству проживают их друзья-однофамильцы – прекрасное семейство Духовых – мама Труба и папа Тромбон, их замечательные дочурки – Туба и Валторна. Также на соседней улице живет многодетная семья Ударных. Глава семейства – Барабан с прекрасной мамой – Литаврой. У них 9 невероятных деток – 2 задорные блезняшки Кастаньеты, их сестрички Тарелки, а также сестра Челеста, братики Треугольник, Бубен, Колокол и Ксилофон. Все малыши ходили в детский сад под названием «Шумовой оркестр».
Вот такие талантливые и невероятные жители населяют музыкальный город Симфобург! Все они очень добрые друзья. Работают они в Симфоническом оркестре под названием «Веселые инструменты». В оркестре также есть руководящий состав – красотка Арфа и мелодичное Фортепиано. Они исполняют солирующие партии и настраивают все инструментальные семейства на нужный лад.
Что будет происходить в музыкальном городке? Какими будут герои и их произведения? Их характеры, диалоги, сюжет мультфильма? Дети решают это с педагогом с помощью пошагового составления сценария, проработки образов героев и эскизов самого города Симфобурга, обсуждения и прорисовки раскадровки.
Данный проект создается в технике перекладки рисованного мультфильма. Ребята полностью погружаются в творческий процесс, прорисовывая декорации (улицы музыкального городка, дома его жителей, оркестрового зала, самих героев, их внешнего вида и т. д.) Также основным этапом создания мультфильма является литературное творчество. Дошкольники вместе с педагогом составляют будущий сценарий, описывая и раскрывая характер каждого героя, оживляя и делая их многогранными и интересными.
Одним из емких и важных этапов в создании мультфильма является процесс его озвучивания. С помощью разнообразия музыкальных инструментов, произведений, приемов, звуков и шумов ребята открывают для себя увлекательный мир музыки и звукорежиссуры. Музыка становится частью строения мультфильма, теперь она не просто фон и дополнение, а его сюжет.
При подготовке мультфильма ребятам было дано задание разговаривать на языке музыкальных инструментов : металлофоны спорили с бубнами, колокольчики то плакали, то хохотали, а трещотки без умолку болтали. Воспитанникам было поставлено условие молчать (игра «молчанка», изображая только музыкальные инструменты. Умение контролировать себя дается далеко не всем детям, перевоплотившись же в определенного героя, им были созданы условия раскрыть свои эмоции через игру. Ребята показали невероятные результаты. Полет фантазии у ребят был безграничен. Грустные Маракасы пели: «Трях-трях-трях», испуганные: «Трух-трух-трух», счастливые: «Трёх-трёх-трёх». А торопливая Скрипка пела: «Виу-виу», а сонная зевала: «Вау-ва-ау». Детям так понравилась эта игра, что, находясь в свободной игре, они продолжали фантазировать и импровизировать.
Процесс создания мультфильма оказался таким заразительным и увлекательным, что к нему приобщились даже некоторые родители, подавая ребятам новые идеи и воплощая их в жизнь.
Таким образом, в данном проекте огромное место было уделено развитию речи, расширению творческих способностей детей.
Авторы:
Рожанская Инна Михайловна – музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
Иванищева Виктория Михайловна – педагог дополнительного образования