Лучший педагог года

Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства

Евгения Алексеева
Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства

Трансформация ценностей и ориентиров в современном обществе, требует перестройки многих социальных отношений. Основным лозунгом в ускоренном ритме жизни является «развитие», закладывающие основу для непрерывного образования, в связи с этим образовательные услуги становятся одним из самых востребованных направлений удовлетворения потребностей общества. Основными субъектами образовательной деятельности являются: дети, родители и педагоги. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» родители являются первыми педагогами, поэтому одним из важных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС) к уровню компетенции педагогических работников образовательных учреждений является взаимодействие с родителями. Необходимость поиска новых схем сотрудничества является ценным базисом для построения эффективных траекторий на всех уровнях образовательного процесса. Дошкольное образование является первым уровнем в системе образования, поэтому именно на данном этапе актуально сформировать результативный опыт на перспективу, для эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Публикация «Создание единого пространства „родители — дети — педагоги“ для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства» размещена в разделах

Первая ступень образования начинается с детского сада. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Перед нами, как и перед всеми нашими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

Для эффективной работы с родителями воспитанников мы начали с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Наиболее распространенными и традиционными методами изучения семьи являются, анкетирование, беседы, наблюдения, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные и новые формы взаимодействия. Используя этот метод, мы установили условно три группы родителей, которых объединяет одно – желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное развитие, воспитание и обучение.

Родители первой группы постоянно заняты на работе, у них нет времени посещать собрания, консультации, семинары. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии для стен-газеты.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Наша задача – не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, вовлечь их в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Мы выделяем из этой родительской группы энергичных мам, которые и становятся активными помощниками.

На одном из родительских собраний для того, чтобы лучше понять особенности семьи я провела ролевую игру «Ценности вашей семьи». Мы хотели выявить не статистические данные (сколько человек, род их занятий и сфера увлечений, а ценностные. Что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. Нами было предложено родителям воспитанников определить степень значимости для них и их семьи определенных качеств (проранжировать). Далее предложили в группах рассмотреть ситуацию и разобрать, как семьи с разными ценностными установками могут по-разному реагировать на эту ситуацию. Такой подход в работе с родителями дает возможность лучше узнать друг друга и избежать конфликтных ситуаций в группе.

Применяем в своей работе традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых - обогатить их педагогические знания.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы. Из практики работы выявили виды работы: совместные мероприятия педагогов и родителей, родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, совместные мероприятия педагогов, родителей и детей, дни открытых дверей, викторины, праздники, семейные конкурсы, концерты, оформление группы и летней веранды, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Родительские собрания проводятся в различных формах:

• собрание – мастер-класс (цель – выявить в ходе мастер-класса представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения); например, сделать куклу-малютку из лоскутков ткани и попытаться разобраться во взаимоотношениях родителей и ребенка. Проведение мастер-класса может осуществляться не только воспитателями, но и родителями, которые могут чем-то поделиться, чему-то научить других родителей. В ближайшем будущем планируем провести мастер-класс по изготовлению пряников, который проведет родитель нашей группы.

• собрание-практикум (цель – обучить социальным упражнениям, помочь применить полученную информацию на практике); например, "Нетрадиционные техники рисования", викторина для мам «Моя мама - лучший доктор», приуроченное ко Дню матери;

• открытое занятие (цель – повысить педагогические знания родителей и интерес к делу воспитания) например, темы «Островки безопасности» или «Прогулки по паркам Новосибирска».

• собрание-презентация (цель – организовать совместную деятельность родителей, воспитателей и дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повысить культуру участников дорожного движения) например, «Азбука дорог для родителей»

• круглый стол на тему «Особенности развития детей четвертого года жизни» (цель – создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении).

Тематические консультации предлагаются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей : «Как вести здоровый образ жизни», «Поведение в зимний период рядом с водоемами», «Роль мамы в воспитании детей», «Конфликты между детьми из одной семьи», «Воспитание мальчиков и девочек» и т. д.

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс являются «Дни открытых дверей». Происходит знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общую деятельность детей и педагогов, участие в играх, организованно-образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ. Данная форма работы способствует единению, партнерству детей, родителей и воспитателя.

Ежегодно в детском саду проводятся тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов на уровне ДОУ и района: «Нам года – не беда», «Мои любимые герои», «Мой любимый город», «Вместе с мамочкой», «С днем рождения, детский сад», «Дары осени» и т. д.

Одной из форм взаимодействия с родителями является привлечение родителей к участию в утренниках. Родителям я предлагаю поучаствовать в конкурсах, музыкальных номерах, играх. Благодаря чему родители могут хорошо прочувствовать работу воспитателя, атмосферу в группе, пережить проблему изнутри – это дать родителям ребенка роль в утреннике. На каждом утреннике или празднике внутри группы обязательно принимают участие 1-2 родителя.

Совместно с родителями мы приняли участие в экологической акции. В целях экологического воспитания, формирования культуры бережного отношения к природным ресурсам у молодежи и внедрения практики современного способа сбора отходов, подлежащих вторичной переработке. Новосибирское отделение Всероссийского общества охраны природы реализовал проект «Садики за раздельный сбор отходов». В 2020 учебном году наш сад стал победителем в номинации «ЭкоСад» среди ДОУ Октябрьского района. Благодаря активному участию родителей моя группа заняла первое место по сбору макулатуры в ДОУ и была награждена благодарственными письмами и пригласительным в зоопарк на 30 человек.

Для анализа включенности родителей в образовательный процесс, а так же в степени удовлетворенности работой ДОУ родителями, было проведено анкетирование.

Ежемесячно посещали «Клуб молодых родителей-педагогов», ведет клуб детский психолог, доцент НГПУ Яковенко Татьяна Дмитриевна. Формат встречи – открытая дискуссия – помогает ее участникам выявить существующие проблемы, поделиться опытом, мыслями и переживаниями. Новые подходы взаимодействия с родителями, как сегодня строить диалог с родителями, что значит «партнёрские отношения», как может быть выстроена совместная деятельность, какие задачи мы можем и должны решать во взаимодействии с родителями

В своей деятельности (работе с родителями) ориентируемся на следующие принципы:

1. Считать семью основным получателем услуг.

2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка.

3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказывать помощь в обеспечении доступа к официальным общественным услугам (медицинским, социальным, а также координацию этих услуг (Свирская Л. В.). Педагоги должны взаимодействовать с родителями как партнеры, обеспечивая им необходимую поддержку. Это позволяет максимально удовлетворить потребности детей, возникающие при обучении и развитии.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что преимущества системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

• во-первых, появился положительный эмоциональный настрой и сближение педагогов и родителей в совместной работе по воспитанию детей;

• укрепились партнерские отношения между детским садом и родителями;

• повысилась педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);

родители стали активными участниками различных конкурсов на разных уровнях.

Но мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Сегодня все мы понимаем - чтобы воспитать здорового и счастливого ребенка в наше беспокойное, сложное время, педагогам и родителям нельзя перекладывать ответственность друг на друга, строить отношения с позиции конфронтации и давления. Сегодня необходим диалог, взаимопонимание, сотрудничество образовательного учреждения и семьи.

Методический материал, применяемый в период деятельности:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);

4. Конституция Российской Федерации

5. Конвенция о правах ребенка

6. Закон о персональных данных

7. Л. А. Уланова, С. О. Иордан. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб. : Детство-Пресс

8. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г. ,

9. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001г.

10. Зверева О. Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г. ,

11. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г. ,

12. Зверева О. Л., Кротова Т. В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.

13. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г. ,

14. Шатверян Т. С., Прищепа С. С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».

15. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 г.

16. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007.

17. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998

18. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г.

19. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.

20. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Педагоги, дети и родители — мы вместе. ФотоотчетПедагоги, дети и родители — мы вместе. Фотоотчет «На тропинках, на дорожках Снег таинственно лежит. Он лежит и нас тревожит, Человек в снегу скользит. Человек идти спокойно В красоте такой.

Педагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группеПедагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группе Имея множество готовых пособий и игр, у современного педагога всё же возникает потребность в дополнительных материалах, разработанных лично.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 20:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД