Зайцева Ольга
Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Взгляд на разрешение проблемы вопроса
о возможности построить урок, содействующий здоровью.
учитель-дефектолог: О. Н. Зайцева
«Учитель может сделать для здоровья школьников
гораздо больше, чем врач»
Н. К. Смирнов
Специальное образование приобщает детей с ограниченными возможностями здоровья к многообразным нормам и ценностям, выработанным в процессе исторического развития общества. Однако для детей с особыми образовательными потребностями эти нормы и ценности должны индивидуализироваться и конкретизироваться.
Темочки:
Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитания и развития учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.
Анализ программ и учебников для специальных (коррекционных) школ VIII вида показывает, что на основе материала можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья – биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый из названных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для учащихся уровне. Например, на уроках развития речи, чтения, целесообразно начинать разговор о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней. В среднем звене содержание учебного материала усложняется. На уроках чтения учитель показывает русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси. По письму включать упражнения на тему здоровья, режима дня, правильного питания, закаливания и т. д.
Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального состояния их организма, защищенного от нервного напряжения и переутомления, в большой степени зависят от правильной организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гигиенических и психогигиенических норм учебной деятельности.
Одним из условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики является грамотно построенный и проведенный урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления позволяют следующие требования к организации урока :
- каждый урок должен быть физиологичным, т. е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме. Если ребенок сидит без движения 40 минут подряд, то в организме происходит большое количество нарушений: застой в венозных сосудах, нарушение микроциркуляции, кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и головного мозга.
- максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья» (так называемые физ. паузы, физ. минутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические и релаксирующие паузы). При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После таких физпауз у детей улучшается функциональное состояние ЦНС.
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %.
- в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, внимания и мышления, необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.
- обязательное требование к здоровьесберегающему уроку – соблюдение правил проветривания и температурного режима.
- решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса - нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно «ситуации успеха» и эмоциональные разрядки, т. к. результат любого труда зависит от настроения, от психологического климата.
- необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей.
- каждый урок должен способствовать сохранению и укреплению здоровья и самого педагога. Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, а следовательно, может подорвать и здоровье учеников. Сохранение и укрепление здоровья находится в руках самих педагогов!
Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие:
- отсутствие усталости у учащихся и педагога;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжать работу.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.
Таким образом, используя здоровьесберегающие технологии и требования организации урока, можно не только сохранить, но и укрепить здоровье учащихся.