татьяна самарина
Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников при проведении коррекционной работы
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко»
Доклад на педагогическом совете на тему
«Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников при проведении коррекционной работы»
Выполнила: Самарина Татьяна Юрьевна
Учитель-логопед первой категории
Ноябрь, 2016 г
Семья–первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Публикация «Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников при проведении коррекционной работы» размещена в разделах
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе.
Цель: поиск и внедрение новых, эффективных форм взаимодействия учителя- логопеда дошкольного логопункта с родителями детей с речевыми нарушениями.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Именно поэтому выделим ряд задач:
установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики;
разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ»,учитель-логопед строит своё общение с родителями.
Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, ринолалия, дизартрия и т. д., из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.
Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.
Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные методы
индивидуальные беседы
индивидуально-практические занятия,
родительские пятиминутки,
консультации,
мастер – классы,
совместное изготовление игр и пособий.
и формы работы с родителями :
коллективные
индивидуальные
наглядные
Информационно-аналитические формы
Анкетирование
Тестирование
Познавательные формы
Родительские собрания
Консультации
Беседа с родителями и детьми
Наглядно-информационные формы
Стенды
Папки-передвижки
Выставки
Информация для родителей в уголках логопеда
Буклеты
Досуговые формы
Совместные праздники
Развлечения «Логопедические недели»
Досуги
Семейные конкурсы
Выставки
Инновационные формы
«Круглый стол" по любой теме
тематические выставки
почта доверия, телефон доверия
родительская гостиная
проектная деятельность
сайт ДОУ
родительский клуб
Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский логопедический Клуб «Домашний логопед».
Цель: повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников с нарушениями речи через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях общеразвивающего ДОУ.
Задачи:
Формировать и совершенствовать педагогические компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
Оказывать консультативно – методическую помощь родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
Побуждать родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков; Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;
Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.
Участники родительского Клуба:
- родители;
- учитель-логопед;
- воспитатель (среднего, старшего возраста)
- дети дошкольного возраста (среднего, старшего возраста)
Реализация логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Программа работы логопедического Клуба «Домашний логопед» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года
Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом