Коренькова
Современные тенденции экологического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация: статья посвящена проблеме необходимости воспитывать в ребенке понимание значимости природы для человека и необходимости формирования гуманного, бережного отношения к природе и природным ресурсам у детей дошкольного возраста.
Публикация «Современные тенденции экологического воспитания детей» размещена в разделах
Ключевые слова: экологическое воспитание и культура, экологическое образовательное пространство, наблюдение, эксперимент, экологическая тропа.
Во многих исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования была научно доказана возможность освоения детьми разных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольного возраста.
В этой области большое внимание уделялось работам Л. С Игнаткиной, З. П Плохиной, А. М. Федотовой. И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовой. Ученые доказали широкие возможности дошкольников по формированию своих экологических знаний [1, с. 99]. Всё это составляет основы экологической культуры.
Но, ребенок должен быть с детства пропитан бережным отношением к экологии, быть достойным наследником экологического пространства, быть достойным гражданином неся в себе экологическое воспитание и культуру. Для этого необходимо использовать современные технологии, что бы ребенок был развит в данной области.
Современные концепции развивающей предметной среды в области экологического воспитания построены на деятельностном подходе, где особо уделяют внимания на то, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности.
Содержание предметной среды является мощным обогащающим фактором детского развития. Используя такие элементы, как:
- архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты;
- художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование;
- мини-огород/ фито-огород на участке детского сада;
- конструкторы, тематические наборы игрушек с животными, дидактические пособия;
- аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения,
мы сможем достигнуть экологического воспитания ребенка и формирование у него бережного отношения к природе.
В нашем городе Белгороде детские сады работают по различным программам, ранее большинство детских садов занимались по программе «Юный эколог» представленная С. Н. Николаевым [4], сейчас ряд специалистов отмечают, что в данной программе «тесно», современному дошкольнику важно не только элементарные знания о живой и неживой природе, но и прощупать знания в области естествознания вырабатывая при этом бережное отношение к объектам природы.
Созданы и ряд других программ, которые успешно применяют в стенах дошкольной образовательной организации, это и акцент на пространство детского сада и программа О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» [7] и программа Рыжовой Н. А. «Наш дом – природа» [6], а так же дополнительная программа международного уровня «Зелёный флаг» на наш взгляд полностью затрагивает современные тенденции в области экологического воспитания.
Международная программа «Зелёный флаг» способствует экологическому просвещению и образованию дошкольников и родителей (законных представителей, формированию основ экологической культуры и привитию природоохранных традиций. В ходе данной программы ребенку наглядно показывается, что в природе ничто не исчезает бесследно, и необходимо ребенка воспитывать с приоритетом умения защищать природу, восхищается её и уметь охранять. Кроме того, следуя данной программе возможно повысить уровень экологической культуры не только детей, но и педагогов и родителей.
Акцент данной программы построен на «Рациональное управление отходам», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». В рамках данной программы с дошкольниками проводятся занятия, на которых педагоги рассказывают о переработке отходов, создают совместно с детьми видеоролики по экологическому воспитанию.
Согласно традициям и современным технологиям мы можем проводить различные праздничные мероприятия укрепив знания отношения других стран к экологии. Так, например, 22 апреля – Международный день Земли. С детьми проводятся беседы о том, что такое земля, и каковы обитатели земли. Детей знакомят с животными и растениями занесенными в «Красную книгу» России.
Большое внимание в современных программах уделяется экологическому пространству. «Экологические пространство» – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых [2. С. 29]. Следует отметить, что без помощи родителей построить «экологическое пространство» на территории детского сада особо затруднительно. Данная деятельность позволяет повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.
На практике мы проводим разработку экологической тропы. Работа в данном направление обычно бывает достаточно насыщенна, и дети и родители принимают активное участие.
Кроме того, еще весной мы создаем с детьми «Фито огород», благодаря данному пространству дети получили знания о лекарственных травах. Ухаживали за фито-огородом пололи, полевали и т. д.
Таким образом, уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников значительно возрастает благодаря применению современных технологий. Кроме того, чем более многообразно будет введение экологического пространства в жизнь ребенка, тем более ощутимо будет его культурное отношения к природе.
Список литературы
1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными / Т. Акулинцева // До- школьное воспитание. – 2018. – №7. – С. 99–103.
2. Букина В. О. Пространство детского сада: познание, экология / под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М. : ТЦ Сфера Спб: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи с экологическим воспитанием детей / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. – 2009. – №6. – С. 54–57.
4. Николаева С. Н. Парциональная программа «Юный эколог». Система ра- боты в младшей группе детского сада. – 2-е изд. – М. : Мозаика- Синтез, 2016. – 104 с.
5. Рыжова Н. А. Педагогические модель организации экологического обра- зования в ДОУ / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2019. – №9. – С. 40– 46.
6. Рыжова Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2016. – 56 с.
7. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа / О. А. Соломенникова. –М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
Туловтева А. С. С душой к природе / А. С. Туловтева // Дошкольное вос- питание. – 2014. – №7. – С. 28–30.