Тришина Ольга Станиславна
Современные технологии в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии в жизни ребенка.
Сегодня гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Гаджет – это не только планшет или телефон, это практически любое устройство, которым мы пользуемся (детская интерактивная книжка, электронные игрушки и другие).
Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с раннего возраста начинают интересоваться гаджетами. Родители по-разному относятся к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка. Некоторые родители активно их используют, чтобы отвлечь ребенка для решения своих дел или отдыха, другие настойчиво пытаются оградить ребенка от использования современных технологий.
Публикация «Современные технологии в жизни ребенка» размещена в разделах
Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
Все мы понимаем насколько вредны и как опасны гаджеты. В этой статье мы поговорим о том, как гармонично использовать современные технологии с пользой.
Существует ряд противоречий, касающихся гаджетов. Все противоречия очень спорные, потому что их все можно доказать. Например, кто-то говорит, что гаджет успокаивает ребенка. Да, это правда, что гаджет может успокоить ребенка. Однако с другой стороны, когда мы успокаиваем ребенка гаджетом, мы тормозим развитие эмоционального интеллекта: отвлекаем ребенка от его чувств. Ребенок не знает, как себя вести, когда злится, обижается и т. д.
Существуют моменты, когда гаджет раздражает ребенка. Это происходит тогда, когда ребенок видит много разных цветов и оттенков, слышит много различных звуков. Ребенок не может хорошо сконцентрироваться, а наоборот рассеивает свое внимание, что вызывает внутреннее и внешнее раздражения.
Гаджеты способны развивать мышление ребенка, так как сегодня существует много развивающих приложений (пазлы, сортировки по цветам и другие). Но с другой стороны, все умные развивающие приложения существуют в оффлайн варианте. Ребенок может сесть за стол и собирать настоящие пазлы, раскладывать счетные палочки и т. д.
Гаджеты развивают и добавляют физическую активность. Если ребенок использует электронную скакалку, которая говорит ему, как и сколько раз прыгать, то ребенок слушается скакалку и таким образом у него не развивается мышление и воображение. Ребенок не придумывает что делать с этой скакалкой самостоятельно, потому что эта скакалка может быть чем угодно (поездом, змеей). Но ребенку не приходят такие идеи, потому что он получает готовые шаблоны. Ниже вы можете ознакомиться с некоторыми противоречиями.
Противоречия:
-успокаивает/раздражает;
-заменяет общение/развивает коммуникацию;
-нет физической активности/ много физической активности (умные скакалки, нейромячи и т. д.);
-портит зрение/современные гаджеты не портят;
-развивает мышление/тормозит мышление
-теряется связь с семьей/укрепляются связи
-тормозят социальные навыки/развиваются социальные навыки.
Если мы хотим действительно с пользой использовать современные гаджеты, то очень важно, чтобы гаджеты не заменяли большую часть живого общения. Очень важно не допускать превышения времени использования гаджета. Для каждого возраста оно свое. Возможно, ребенок будет протестовать, но вам необходимо проявить твердость. Существует норма экранного времени.
Возраст Норма Комментарии
До года Противопоказано Затормозит речь. Необходима
физическая активность, физический
контакт со взрослыми.
1-2 года 1-3 минуты в день Физическая активность, творчество
3-4 года До часа в день
5-10 лет До 1,5 часов Технические навыки, опыт
10-13 лет До 2 часов Возможно самостоятельное регулирование,
+/- интернет пространства, фильтр
информации и доверия.
Вся семья Варьируется Совместный просмотр объединяет
Вы должны понимать, что не все «развивающие» приложения всегда развивают способности ребенка. После гаджетов, живое общение кажется скучным и медленным, поэтому ребенок испытывает проблемы в процессе формирования речи, тревожность, нетерпимость, трудности в общении, проблемы в самостоятельной игре.
Использовать гаджеты можно и нужно, но очень важно ограничение по времени.
Как же правильно использовать информационные гаджеты?
1. Играть в героев оффлайн. (Ролевые игры. Если мы смотрим с ребенком мультики или рассматриваем игровое приложение, то мы можем поиграть с ребенком оффлайн в любимых героев, не используя гаджет.)
2. Развивающие приложения перевести в «жизнь». (Например, собираем пазлы не только на планшете, но и в жизни.)
3. Использовать для поиска информации и новых знаний.
4. Составить план гаджет-активностей. (Полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением взрослых. Если у ребенка появилась зависимость от гаджетов, то вы совместно с ребенком можете открыть табличку с нормами, показываете ребенку норму согласно его возрасту и обозначаете время активности гаджета. Таким образом, ребенок начинает следовать правилу использования гаджета, а не запрету взрослых.)
5. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребенка той информацией, которую он не сможет воспринять.
Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.
Мультики с пользой:
1. Обсуждение сюжета
2. Обсуждение чувств
3. Арт-терапия (Рисуем любимых героев.)
4. Физическая активность (Ребенок изображает героя, а остальные угадывают персонажа.)
5. Слуховое восприятие. (Поем песенки из мультфильмов.)
6. Лепка.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)
Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации.