Ляна
Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ. Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ.
Цель: знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
познакомить участников и слушателей мастер-класса с наиболее эффективными инновационными техниками, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Публикация «Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ, Мастер-класс» размещена в разделах
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;
заинтересовать педагогов этими техниками для применения в работе;
создать условия для обмена опытом участников мероприятия.
Качественно новый результат: умение педагогов применять современные технологии в образовательном процессе.
Приё мы и методы: словесный, игровой, практический.
Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация:
Раздаточные материалы: камешки «Марблс», предметы для выкладывания ритмичного ряда, массажные шарики Су-Джок, балансир - Сибирский борд, мач.
План проведения мастер-класса.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
II этап. Теоретический. Обоснование современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.
III этап. Практический.
Задание 1 -Игра «Чудесный мешочек»
Задание 2 - «Визуально-ритмические ряды с наложением моторной программы».
Задание 3 - «Су -Джок терапия».
Задание 4 -Игра «Животные и их детеныши».
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
III этап. Практический. 1. Технология использования Камешки-Марблс.
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.
В данном случае мне помогают камешки Марблс.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков. Это особый дидактический материал, который побуждает активность и интерес детей.
В своей работе я активно использую замечательные декоративные камешки Марблс.
Таким образом достигаю следующих коррекционных целей:
Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
Развивается ориентировка на плоскости листа.
Автоматизируются поставленные звуки у детей.
Формируется звуковой анализ и синтез.
Обогащается словарный состав.
Формируется анализ слогового состава слова.
Проводится профилактика дисграфии у детей.
Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
Вариантов игр по использованию камешек Марблс, очень много.
«Укрась аквариум»
- Перед вами лежит картинка. В пустом аквариуме плавает золотая рыбка.
- Вам надо украсить аквариум камешками.
- Возьмите звездочку правой рукой и положите в аквариум слева;
- Возьмите большой камень левой рукой и положите в аквариум справа;
- Остальные камешки возьмите двумя руками и положите снизу;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
Педагоги выполняют
- При использовании Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.
2. Развитие основ слоговой структуры слов.
- Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.
- Для коррекции этих нарушений я использую ритмические ряды. Это выкладывание предметов в определенной последовательности.
Цель: развитие оптико - пространственной и серийно - последовательной переработке информации.
- На экране вы видите некоторые игры.
- Можно придумать массу различных заданий. Но важно, чтобы ребёнок научился удерживать в голове последовательность выполняемых действий. И в первую очередь - это важно для речи.
- Можно наложить моторное планирование - это серия целенаправленных, а не хаотичных движений.
- Мы сейчас с вами выполним интересное задание.
«Визуально-ритмические ряды с наложением моторной программы».
- У вас на столе предметы для выкладывания визуально-ритмичного ряда.
- Вам нужно выложить ряд по примеру 1:1.
Педагоги выкладывают ряды.
- А теперь наложим моторное планирование.
- Под предметами делаете жесты, чередуя то одну позицию, то другую. На грецкий орех- кулак, на фундук указательный жест. При этом говорите СОК-ШОК.
- Вам это задание наверняка кажется легким, но деткам, особенно с ОВЗ очень сложно повторить даже самые простые ритмы. А со зрительной опорой работать проще. При выполнении таких заданий можно менять темп и громкость.
3. Су -Джок терапия.
- Мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, познакомить вас с еще одной нетрадиционной технологией, которая называется - Су -Джок терапия. В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
- Су- Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Коррекционные задачи:
- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
- активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
- использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности.
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
- Подойдите, пожалуйста, ко мне!
- Возьмите пожалуйста, массажёр!
Берут шарики из контейнера.
- Повторяйте движения за мной!
(Демонстрирую массажёр Су – Джок)
Этот кругленький дружок,
Называется Су-Джок
Этот шарик разноцветный,
Покатаем мы в руках.
Чтобы легче было думать,
Сила чтоб была в руках.
Покатаем по ладошкам,
Он откроется вот так!
Там, волшебное колечко,
Ни большое, ни малое.
В гости к пальчикам заходит,
Всем оно подходит.
- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.
«Я колечко одеваю и на пальчике катаю.
Ты, колечко, не ленись,
Пальчик, пальчик потрудись».
Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.
Процедура массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
4. Использование тренажера-балансира «Сибирский борд».
- Совсем недавно я стала использовать тренажер-балансир который называется «Сибирский борд», с помощью которого у детей улучшаются:
внимание и вестибулярный аппарат,
концентрация;
все виды памяти;
развитие речи - в целом;
анализ и синтез информации;
способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
- Мне нужен помощник. Кто желает?
- Пройдите к борду, встаньте, расставив ноги шире плеч.
Игра «Животные и их детеныши»
- Стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие выполняйте
задание.
- Я бросаю мяч, называю какое-либо животное, а вы, возвращая мяч, называете детеныша этого животного (усложнение – кидать мяч, из-за головы). Например: у медведя - медвежонок, у волка - волчонок, у лисы - лисенок и т. д.
- Стоя на балансире ребенку гораздо сложнее, но в то- же время интереснее выполнять задания.
- На первый взгляд, что может быть сложного, поднимайся на балансир и делай упражнения. Однако, как только дети становятся на балансир, происходят чудеса. Они начинают замечать, что не так просто выполнить упражнения, даже те, которые раньше делали, когда стояли на полу.
- При постоянной работе на балансире можно заметить много изменений. Дети начинают лучше чувствовать свое тело, гораздо легче начинают ориентироваться в пространстве, становятся усидчивее. Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. А это то, что так необходимо я детей.
- Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:
- компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;
- использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности;
- способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;
- повышается самооценка ребенка.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу мой мастер-класс.
- В заключении, уважаемые коллеги предлагаю вам взять кольцо Су-Джок.
- С помощью кольца выскажите свое мнение.
- На какой палец вы наденете кольцо - считать вам.
- Большой палец - для меня было многое интересным и важным.
-Указательный - использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
- Средний - для меня было не достаточно данной информации.
- Безымянный - не все приемы с текстом представлены ясно.
- Мизинец - данные приемы мне известны, но я их не применяю.
Благодарю за внимание!